ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЫЛО ДУШИСТОЕ!

Знаменитый Мойдодыр уже давно настойчиво призывает почаще умываться. Рисунок В. Конашевича из издания 1935 года.

Руки надо мыть почаще. Это знают все. Но, например, опрос, проведенный в чистой и аккуратной Англии, показал, что менее половины английских матерей моют руки, сменив малышу пеленки или памперсы, и только треть подходят к рукомойнику после посещения туалета.

Что же говорить о развивающихся странах, где иногда и мыло в дефиците, и чистой воды нет, и высокая влажность в сочетании с жарой способствует размножению микробов. Там после туалета моют руки лишь 15-20 процентов жителей. По оценкам специалистов, ежегодно от инфекционных расстройств кишечника в мире гибнет около полутора миллионов детей. Между тем исследование, проведенное в Лондонской высшей школе гигиены и тропической медицины, показало, что своевременным мытьем рук можно уменьшить число случаев дизентерии и родственных ей болезней на 43 процента.

Более того, опыты, проведенные в США, доказали, что и главную причину гибели младенцев - заболевания дыхательного тракта (расстройства кишечника - на втором месте) можно сократить на 45 процентов, если мыть руки хотя бы пять раз в день. Ведь простуженный человек часто прикасается к носу, кашляет и чихает в ладонь, а потом общается с детьми.

Сейчас при участии Всемирного банка в Гане и в индийском штате Керала Всемирная организация здравоохранения проводит кампанию по пропаганде мытья рук. Надеясь на увеличение продажи своей продукции, в ней участвуют крупные производители мыла. Подсчитано даже, что продажа мыла в этих районах в результате может увеличиться на 40 процентов.

Предварительная "разведка" выявила некоторые особенности потребления мыла в развивающихся странах. Так, жители Ганы предпочитают жидкое мыло. Они охотнее моют руки перед едой, если мыло не обладает выраженным запахом. Дело в том, что в Гане принято есть в основном руками, и парфюмерные запахи не должны перебивать запах пищи. Предпочитается мелкая фасовка - кусочки мыла должны быть размером с большую конфету. Во-первых, многие не могут себе позволить покупать большие куски мыла; во-вторых, во многих семьях принято, чтобы каждый член семьи имел свой собственный кусочек мыла.

Если программы, проводимые в Гане и Индии, окажутся успешными, аналогичные акции будут проведены в Китае, Непале, Перу, Сенегале, некоторых странах Центральной Азии. Но, судя по английской статистике, пропагандировать любовь к мылу надо и во многих других странах.

В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "VDI-Nachrichten" (Германия), "Popular Science", "Scientific American" (США), "La Recherche", "Science et Vie" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее