Что видим? Нечто странное! Процессор, как самочувствие?

Леонид Ашкинази, Наталия Сьянова. Фото Леонида Ашкинази

Ремонтируя или просто изучая старые компьютеры, иногда находишь нечто неожиданное. Вот, например, в одном таком реликте вычислительной техники под центром процессора стояла странная деталька (см. фото 1). На плате рядом с ней обозначение RT1. Что это такое и что она там делает?

Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 6.

Вот результаты небольшого расследования. Эта деталька — так называемый термистор, он же терморезистор. На это указывает обозначение RT, имеется в виду резистор (R), сопротивление которого зависит от температуры (T). Именно температуру процессора он и измерял, точнее, служил датчиком, преобразователем температуры в электрическую величину (сопротивление), которая использовалась в качестве информации для срабатывания защиты процессора от перегрева. После превышения определённого порога температуры включался вентилятор (или усиливалось его вращение).

Такой способ контроля температуры имеет два недостатка — он инерционен, то есть срабатывает медленно, и его работа зависит от качества теплового контакта между корпусом процессора и термистором. Сейчас так не делают, температурный датчик (или несколько) находится внутри процессора, и сигнал от него не только используется самим компьютером, но может быть с помощью программ и предъявлен человеку, и задействован для управления системой охлаждения (то есть скоростью вращения вентилятора).

Такой термометр, преобразующий изменения температуры в изменения сопротивления, — представитель целого класса термометров «с электрическим выходом», то есть дающим на выходе электрический сигнал. Во-первых, это «термометры сопротивления», которые используют изменение сопротивления металла или полупроводника при меняющейся температуре. Именно к этой группе относятся современные медицинские электронные термометры, не содержащие ртути и показывающие результат измерения в цифровом виде.

Во-вторых, это термометры на основе термопар, соединения двух разных металлов. При изменении температуры места соединения на свободных концах соединённых металлических деталей появляется напряжение. По его величине и судят о температуре.

В-третьих, это ртутные термометры, в которых в канал для ртути введены два электрода. Контакты могут быть впаяны в стенку канала, тогда они не способны перемещаться и устройство, подключённое к такому термометру, будет срабатывать при нужной температуре, регулировать которую нельзя. Например, включать и выключать нагревание термостата, в котором должна поддерживаться определённая температура. Таких контактов может быть больше двух, но мы видели варианты только с двумя контактами, как на фото 2.

Но инженерная мысль древности не знала преград! Контакты могут быть устроены хитрее — один впаян в стенку, а второй контакт — это тонкая проволочка, которая введена в канал, где ходит ртуть, конец и эту проволочку можно перемещать. В этом случае температура срабатывания одна, но она поддаётся регулировке. Тонкая проволочка крепилась на гайке (фото 3, между цифрами 5 и 0), которая перемещалась вдоль градусника при вращении стержня с резьбой. Дальше всё традиционно — стержень имеет железный набалдашник (фото 4), а снаружи, вне стеклянного корпуса, находится магнит. Перемещением магнита можно было вызвать вращение стержня, движение гайки и проволочки вдоль градусника и тем изменять температуру срабатывания. Наконец, существовал ещё один вариант — термометр Бекмана (общий вид на фото 5), в котором контакты были впаяны, то есть неподвижны, но в верхней части канала имелся дополнительный объёмчик со ртутью (фото 6), которую можно было перемещать в основную часть и обратно, тем самым изменяя температуру замыкания контактов. Этот прибор отличался очень высокой точностью — до одной тысячной градуса. Но сейчас его практически вытеснили не менее точные полупроводниковые термометры.

Теоретически мыслим градусник с ртутью и плавным изменением сопротивления, если сделать внутреннюю поверхность стекла проводящей (такая технология есть) или ввести в канал тонкую проволочку, которую ртуть будет шунтировать. Но мы таких конструкций не видели.

Если дома среди старых вещей или на улице вам встретится загадочный объект, сфотографируйте его и пришлите снимок. Мы постараемся рассказать о назначении объекта и привести его название. Или же это сделает кто-то из читателей, увидев присланные вами фото в журнале.

Другие статьи из рубрики «Досуги любителей науки»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее