Курам на смех

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Cosmos» (Австралия), «BBC Science News», «The Economist» и «Science Focus» (Великобритания), «Orvosi Hetilap» (Венгрия), «Max Planck Forschung» и «Der Spiegel» (Германия), «American Scientist», «Discover Magazine», «Science», «Science News» и «Smithsonian» (США), «Philosophie Magazine» (Франция).

Свойственно ли животным чувство юмора, смеются ли они? Этот вопрос рассматривается в статье австралийского научно-популярного журнала «Cosmos».

Певческий голос австралийской вороны-свистуна обладает диапазоном в четыре октавы. Это одна из птиц, способных смеяться. Фото: JJ Harrison/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0.
У обезьян есть и гримаса, соответствующая нашей улыбке. На снимке — улыбающийся шимпанзе. Фото: I,Malene/Wikimedia Commons/CC BY 2.5.

Насчёт кур данных пока нет, но, как утверждают биологи из университетов Мельбурна (Австралия) и Калифорнии (США), в мире животных, в том числе птиц, не менее 65 видов смеются — по- своему, конечно. Просто мы не всегда умеем распознать их смех. У человекообразных обезьян шимпанзе, горилл и орангутанов (наши с ними эволюционные пути разошлись, по мнениям разных учёных, от 2 до 20 миллионов лет назад) известен по меньшей мере смех в ответ на щекотку. Он звучит примерно так же, как в подобных случаях смеётся человек, но регистром выше. Ещё одно различие — человек смеётся только на выдохе, а, например, шимпанзе издаёт звук смеха ещё и на вдохе.

Американские исследователи нашли три вида птиц, способных смеяться, точнее, производить радостные звуки, говорящие о неожиданном приятном или интересном, но безобидном событии. Это ворона-свистун Gymnorhina tibicen (за сходство со всем известной птицей её часто называют «австралийской вороной», хотя близкого родства тут нет), новозеландский попугай кеа и знакомые всем волнистые попугайчики. Способность смеяться, по мнению биологов из Мельбурна, свойственна птицам, живущим большими группами с разновозрастным составом. Кеа весьма общительны, часто летают большими стаями. В весёлых, игровых ситуациях они издают специфические трели — это их способ смеяться. Эксперименты показали, что проигрывание записей такого сигнала вызывает у группы попугаев весёлое оживление. Австралийский орнитолог Миа Кобб считает, что общий смех, как и у людей, сплачивает птичий коллектив ворон-свистунов и других видов, умеющих смеяться. А таких, говорит она, явно больше известных сейчас трёх. Имеет смысл поискать ещё, так как общительных видов птиц, живущих стаями, немало. Психологи, изучающие смех у людей, находят разницу в смехе по одному и тому же поводу у давних друзей и у случайно встретившихся незнакомцев. Стоит поискать такие различия и в мире пернатых.

А насчёт того, способны ли смеяться куры, Миа Кобб говорит: «Есть множество работ о криках, связанных со стрессом кур на современных птицефабриках, где их содержат в тесных клетках, но почему-то никто пока не изучал радостных звуков, издаваемых курами при традиционном свободном содержании, как в деревне».

Смеяться способны не только птицы. Так, крысы смеются ультразвуком частотой около 50 килогерц — за пределами слышимости для человека. Такие звуки они издают во время игры и когда их щекочут. Особи, любящие посмеяться, играют чаще, чем более серьёзные. Если предоставить крысе возможность нажатием лапки включать звукозапись крысиного смеха, она охотно пользуется таким развлечением, а похожие звуки частотой вдвое меньше её не интересуют. По утверждениям некоторых биологов, смеяться в радостной, игровой ситуации умеют и собаки. Шведские зоологи в 2003 году обнаружили, что за игрой смеются и дельфины. Когда для развлечения они нападают на своих собратьев, то смехом дают понять, что это не агрессия, а игра.

Вот чего у животных, насколько известно, нет — это обидного смеха, высмеивания собратьев, насмешек над их неудачами.