АРХИПЕЛАГ ШПИЦБЕРГЕН ГЛАЗАМИ НОРВЕЖСКОГО ГЕОГРАФА

В. АЛЕКСЕЕВ

Наука и жизнь // Иллюстрации

Картинка прогноза погоды по норвежскому телевидению всегда показывает и далекий полярный архипелаг Шпицберген, температура, осадки и облачность на котором интересуют норвежцев не меньше, чем в городах материковой части страны.

Об этих островах на краю шельфа Баренцева моря, общая площадь которых сравнима с такими государствами, как Швейцария, Португалия, Дания, рассказывает вышедшая в 2005 году в издательстве "Научный мир" книга норвежского полярного исследователя Видара Хисдаля "Архипелаг Шпицберген (Свальбард: природа и история".

На первой странице книги автор объясняет, что через полвека после того, как Международная конференция в Париже в 1920 году передала до того никому не принадлежавший архипелаг Шпицберген под суверенитет Норвегии, стортинг (парламент) страны принял решение назвать архипелаг старинным скандинавским словом "Свальбард" - "холодный берег", упомянутым в исландских сагах. Название "Шпицберген" оставлено за самым большим островом архипелага.

Достаточно полная картина природы и истории архипелага представлена в почти сорока коротких очерках, объединенных в восемь глав. Книгу завершает послесловие российского географа В. А. Маркина, неоднократно бывавшего на Свальбарде (Шпицбергене), так же как и на Земле Франца-Иосифа, что позволяет ему сравнивать эти два соседних архипелага. Оба они скрыты под ледниковыми щитами, но если на архипелаге Земля Франца-Иосифа, входящем в состав Архангельской области, летние температуры едва превышают 0оС, а цветковых растений насчитывается всего 37 видов, то на Шпицбергене (Свальбарде) температуры летом достигают 10оС, а порой и 15-16оС, а растительный мир включает 170 видов цветковых растений. Особенно отличаются зимние температуры. На Свальбарде они заметно выше - благодаря циклонам с Атлантики. Все дело в том, что более западные острова еще испытывают влияние могучего Гольфстрима, обогревающего Европу, а до Земли Франца-Иосифа оно почти не доходит.

Это и позволяет автору книги В. Хисдалю, проведшему на Свальбарде 28 полевых сезонов, называть его "мягкой" (умеренной) Арктикой. На Свальбарде созданы нормальные условия для жизни людей, почти ничем не отличающиеся от общепринятых в цивилизованном мире. Это относится и к российскому поселку Баренцбург, где живут и трудятся около тысячи горняков из России и Украины. Они, как и норвежцы, добывают уголь в трудных условиях Заполярья: и при незаходящем солнце полярного дня, и в многомесячную полярную ночь.

Любая страна, присоединившаяся к Шпицбергенскому договору 1920 года, имеет право заниматься на архипелаге хозяйственной деятельностью и научными исследованиями.

На Свальбарде организован Международный научный центр Ню-Олесунн, а в российском Баренцбурге регулярно проходят международные научные конференции по вопросам исследования и освоения Арктики. Одна из наиболее интересных тем, обсуждаемых учеными разных стран, - кто и когда открыл эти острова. Работы российских археологов доказали, что в ХVII и XVIII веках (а возможно, и раньше) на архипелаг плавали русские поморы, жившие на берегах Белого моря. Следов их пребывания на суровых островах обнаружено очень много. Грумантом называли эти отважные мореходы землю, принимаемую ими за окраину Гренландии (а себя - груманланами).

Норвежский географ считает несомненным, что русские поморы-охотники первыми стали осваивать острова, на которых побывали потом представители многих стран и народов.

Из книги В. Хисдаля узнаешь о богатой интересными эпизодами истории освоения Свальбарда, в том числе и о том, как Вторая мировая война опалила огнем эти арктические острова и как после войны налаживалась совместная, бок о бок, жизнь на Шпицбергене - норвежцев и русских...

Автор рассказывает о различных особенностях полярного архипелага: о его горных породах и минералах, о климате и погоде, о растительном и животном мире, о том, как соотносятся в высоких широтах свет и тьма, к каким ухищрениям прибегают растения, чтобы выжить в суровых условиях...

Наглядно представляют природу цветные фотографии. На них можно видеть и остроконечные конусы потухших вулканов, и ущелья, и скалы фантастических очертаний; и ледники, то обрывающиеся к морю ледяным барьером длиной в десятки километров, то растекающиеся веером на прибрежной равнине.

На Шпицбергене преобладают ледниковые ландшафты, и среди исследователей его природы, естественно, больше всего гляциологов, которые как бы "погружаются" в давно миновавший ледниковый период. Но архипелаг интересен и геологам, и геоботаникам, и экологам, и геофизикам, и даже астрономам (есть на нем станция слежения за спутниками).

Книга снабжена библиографией, из которой видно, насколько значителен вклад российских ученых в изучение природы Свальбарда. Издание книги норвежского географа Видара Хисдаля на русском языке будет способствовать проведению дальнейших совместных исследований.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Маленькие рецензии. Новые книги»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее