Время Волопаса. Весеннее небо

Кандидат физико-математических наук Алексей Понятов

Волопас (на латыни Bootes, сокращ. Boo) — достаточно крупное созвездие северного полушария неба, описанное в каталоге звёздного неба астронома II века Клавдия Птолемея «Альмагест». Известно же оно со времён Вавилона и Древнего Египта. По площади Волопас занимает 13-е место среди 88 современных созвездий. По числу звёзд, видимых невооружённым глазом (90 звёзд ярче 6m), оно делит 19—23-е места с такими примечательными созвездиями, как Персей и Кассиопея. В нём находятся самая яркая звезда северного полушария и четвёртая по яркости на всём небе — Арктур (-0,05m), ещё семь звёзд выше четвёртой величины и 21 больше пятой величины. Так что в Волопасе имеется в общей сложности 29 звёзд, легко видимых невооружённым глазом.

Карликовая галактика Волопас (Boo I) — спутник Млечного Пути светимостью примерно 100 000 Солнц. Яркая звезда справа HIP 68279 (6m) не входит в неё, но может быть использована для поиска. Источник: SDSS-II Collaboration, Vasily Belokurov/PD.

Шесть ярких звёзд Волопаса образуют характерную фигуру, которую астрономы-любители обычно сравнивают с воздушным змеем, хотя некоторые предпочитают увидеть там парашют и даже рожок с мороженым. Проще всего его найти с помощью более приметного соседнего созвездия Большая Медведица: ручка её ковша как раз направлена на созвездие Волопас. А чтобы найти Арктур, нужно провести дугу через три звезды ручки ковша — Алиот, Мицар и Алькаид, она пройдёт через яркую оранжевую звезду. Это и есть Арктур. На территории России созвездие Волопас видно повсюду, но наиболее благоприятные условия для наблюдения наступают весной и в первую половину лета, поскольку кульминации оно достигает около 2 мая.

Арктур (α Boo) — единственный красный гигант, расположенный относительно близко к Земле, а потому представляет большой интерес для астрономов. В частности, он был объектом ряда исследований в астросейсмологии (подробнее об этой новой науке можно прочитать в статье «Услышать звуки звёзд», «Наука и жизнь» № 1, 2018 г.). Его масса близка к солнечной, и он демонстрирует, какая судьба ждёт наше светило в далёком будущем. Арктуру от 6 до 8,5 миллиарда лет, он уже израсходовал водород в своём ядре и эволюционировал за пределы главной последовательности, увеличившись примерно в 25 раз по своим размерам. Правда, астрофизики пока спорят, началось ли у него уже горение гелия или нет. Значительная часть излучения Арктура приходится на инфракрасный диапазон, в котором его видимая величина, равная -2,2, уступает только Бетельгейзе (-2,9) и R Золотой Рыбы (-2,6)...