Для великого наступления

Инженер И. Нехамкин

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

     Среди многочисленных научных учреждений страны есть удивительный институт, "лабораторией" которого является добрая половина территории Советского Союза. Почти 8 тысяч сотрудников этого института работают на Украине и Валдае, в Западной Сибири и Казахстане, тщательно исследуют энергетические и водные ресурсы огромных районов, создают грандиозные проекты освоения и преобразования земли. Это здесь, в институте "Гидропроект" имени С. Я. Жука, недавно награжденном орденом Ленина за выдающиеся достижения в проектировании крупных гидротехнических сооружений и заслуги в сооружении Волгоградской и Кременчугской ГЭС, родились ныне широко известные планы поворота северных рек в Волгу и Каспий, проект уникального канала Иртыш - Караганда, предложения по сооружению многих ГЭС и мощных ирригационных систем.

     Чтобы реализовать эти планы, необходима мощная техника. И она конструируется здесь же, в институте. Великое наступление гидростроителей требует совершенно особых орудий.

     ЖЕЛЕЗНАЯ ЗЕМЛЕРОЙКА

     Восхищаясь производительностью современных строительных машин, некоторые нередко восторгаются и теми их качествами, по поводу которых надо бы скорбеть,- громадным весом, колоссальными размерами, необыкновенной энергетической прожорливостью. А ведь мечта любого инженера-сделать мощную машину компактной, легкой, пусть и не внушающей благоговейного удивления своими размерами. Удается это, конечно, не всегда.

     Взять, к примеру, созданный одной американской фирмой экскаватор "Альпинист". Разве не поразят воображение такие характеристики машины вес - 2 945 т, мощность двигателей - 12 тыс. л. с.? А громадные размеры железного землекопа?

     Сравните теперь с американским гигантом созданную конструкторами "Гидропроекта" скромную "землеройку". Она мала и, казалось бы, "неубедительна". Вес ее составляет всего 92 т - в 32 раза легче "американца", мощность двигателей - 600 л. с. - в 20 раз меньше.

     Но скромная, небольшая "ЗФМ-ЗООО" – землеройно-фрезерная машина - обладает такой же производительностью, что и американский экскаватор 3 тыс. кубометров грунта в час. Ее производительность даже выше, чем у широко известных наших могучих шагающих экскаваторов. Обслуживают машину всего 3 человека, а заменяет она почти' 15 тыс. рабочих. За счет чего же достигнута столь высокая производительность?

     Коротко этого не объяснишь. Заметим главное в машине применен новый землеройный инструмент - фреза. И поэтому машина превратилась в агрегат непрерывного действия, а экскаватор - машина периодического действия. Вгрызаясь в землю, четырехрядная фреза вырывает траншею шириной около 3,5 и и глубиной до 2 м. Вырытый грунт переносится транспортером в сторону больше чем на полсотни метров. Работа всех механизмов автоматизирована. Транспортер машины - отвальный мост - опирается на тягач-трактор "ТГД-1", водитель которого связан с оператором машины телефоном и световой сигнализацией. Отвальный мост соединен с машиной шарнирно, так что переброска грунта может происходить не только тогда, когда транспортер параллелен поверхности земли, но и под разными углами вверх, и вниз.

     ФЛАГМАН ЗЕМЛЕСОСНОГО ФЛОТА

     Землесосный снаряд стал обычной машиной на стройках. Когда о нем рассказывают, то обычно не забывают, упомянуть, что большим неудобством в работе является необходимость сооружать и наращивать пульповоды трубы, по которым отводится в нужное место пульпа, то есть смесь грунта с водой. Это замедляет и усложняет производство работ.

     Стремясь устранить недостатки, присущие всем земснарядам, конструкторы спроектировали новый тип землесосного корабля - с подвесным пульповодом (см. рис. на стр. 31).

     Длина земснаряда - 70 м, ширина - 20 м, водоизмещение - 2 500 т. На корме корабля будет установлена ажурная башня - опора пульповода, длина которого достигает 110 м. По желанию оператора башня, а вместе с ней и пульповод могут поворачиваться на 3603 вокруг оси и подавать грунт в любом направлении. При этом грунт, добытый с глубины от 5 до 15 м, выбрасывается в виде пульпы. В консоли контргруза установлена специальная батарея гидроциклонов для обезвоживания грунта, идущего на сооружение приканальных дамб.

     Изменяя наклон стрелы, оператор может подавать грунт на высоту до 25 и над уровнем воды. Следовательно, общая высота, на которую можно поднять грунт, равна 43 м. Ежечасно снаряд добывает и перебрасывает 3 тыс. кубометров грунта.

     Как показали расчеты, если применить этот землесосный снаряд, стоимость работ по переброске стока северных рек в Волгу намного снизится. Объем работ здесь будет необычайно велик. Потребуется переработать более 300 млн. кубометров грунта. Если уложить грунт, который предполагают вынуть с помощью земснарядов с подвесным пульповодом, в железнодорожные вагоны-гондолы, то состав этот растянется на 145 тыс. км и опояшет Землю по экватору 3,5 раза.

     Инженеры "Гидропроекта" разрабатывают сейчас проект "младшего брата" (земснаряда с подвесным пульповодом длиной в. 65 м. Его' можно будет с успехом применить на строительстве канала Иртыш-Караганда.

     ПОДВОДНЫЙ ЛЕСОРУБ

     Карта нашей Родины непрерывно изменяется. То-в одном, то в другом месте появляется голубое пятно водохранилища. Создание искусственных морей нередко связано с трудной, s подчас героической работой лесорубов. Ведь оставить на дне будущего моря лес и даже кустарник нельзя. Вода в конце концов подмоет корни, деревья всплывут, их понесет течение. Они могут испортить сооружения ГЭС, вызвать* серьезную аварию. Корабли рискуют напороться на такие плавающие деревья или на подводные рощи. Словом, лес надо сводить. <

     При создании крупных водохранилищ лесные массивы, подлежащие ликвидации, оцениваются в миллионы и десятки миллионов кубометров древесины. Например, при сооружении Братской ГЭС пришлось вырубить лес на площади в 315 тыс. га, а при переброске северных рек эта цифра возрастет почти впятеро - до 1 412 тыс. га. Заканчивать эту огромную работу по вырубке леса нужно до начала заполнения водохранилища. Ясно, как быстро и слаженно надо вести работы, как должен быть высок уровень их механизации. Между тем до сих пор разработка лесов на дне будущих водохранилищ мало чем отличается от обычных лесозаготовительных работ. Это тормозит и удорожает строительство. Лесоочистка зон затопления обходится подчас в 14-26% общей стоимости гидроузла!

     Чтобы изменить такое положение, конструкторы предложили создать невиданную установку - по существу передвижной завод по добыче и переработке леса, названный лесным комбайном (см. цветную вкладку справа). Это большое - длиной 65 и шириной 20 и - судно с командой 35-40 человек (в смену).

     ...Как только плотина будет закончена, гидростроители приступят к заполнению водохранилища. Теперь их не задержит то, что на дне будущего моря пока еще продолжает шуметь лес. Он уйдет под воду. А затем на простор волн, бегущих над верхушками деревьев, выйдет плавучий лесной завод. С его носовой части опустится на десятиметровую глубину мощная "косилка" с восемью пилами. Корабль двинется вперед, а "косилка" благодаря автоматическим устройствам будет то приподниматься, то опускаться, скользя точно над дном. Между ее мощными клыками одно за другим попадут деревья, которые будут мгновенно опилены и переданы на транспортер. Позади корабля останется полоса шириной в 20 и очищенного от леса дна. "Скошенные" деревья транспортер принесет на палубу, где машины обрубят сучья, снимут кору, разрежут на бревна и передадут бревна в сплоточный аппарат. От борта корабля один за другим будут отходить связанные плоты, готовые к буксировке на деревообрабатывающие комбинаты. Но плоты не единственная продукция лесного комбайна. Сучья, ветви, кора, кустарники - все это превратится в щепу, попав в рубильные и дробильные машины. Часть щепы используется как топливо для паротурбинной электростанции комбайна, а часть щепы пойдет на производство древесно-стружечных плит.

     Проектировщики считают, что производительность комбайна достигнет более чем 5 га за смену, а стоимость работ снизится по сравнению с теперешней примерно в 4 раза. Производительность труда возрастет почти вшестеро. По своим показателям лесной комбайн сравним с большим механизированным леспромхозом.

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее