Бюро иностранной научно-технической информации. Январь 2023 №1

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: «Nature» и «New Scientist» (Великобритания), «Mare», «Der Spiegel» (Германия), «The Conversation» (Канада), «ACS Sustainable Chemistry & Engineering», «American Scientist», «Discover», «PLOS ONE», «Science News» (США) и «Le Point» (Франция).

Фото: Donald Hobern/Wikimedia Commons/CC BY 2.0.

Насекомые — коллекционеры генов

Китайские генетики проанализировали генный состав 218 видов насекомых, от мух до пчёл, и пришли к выводу, что насекомые встроили в свои геномы более 1400 генов бактерий, грибов, растений и вирусов. Особенно активно занимались такими заимствованиями чешуекрылые, то есть бабочки и моли. Их представители содержат в среднем по 16 чужих генов, приобретённых в процессе так называемого горизонтального переноса. Некоторые заимствования помогают нейтрализовать инсектициды и естественные яды либо приспосабливаться к крайне неблагоприятным условиям. Предки почти всех чешуекрылых приобрели от бактерий ген LOC105383139, но неожиданным образом приспособили его для активизации процесса спаривания. Самцы моли Plutella xylostella (на снимке), у которых этот бактериальный ген отключили, почти перестали интересоваться самками.