Сладкое море

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Cosmos Magazine» (Австралия), «BlueSci», «Nature» (Великобритания), «Der Spiegel» и «Max Planck Forschung» (Германия), «IEEE Spectrum» и «Knowable Magazine» (США).

Как утверждают сотрудники Института морской микробиологии в Бремене (Германия), морская трава посидония (Posidonia oceanica) накапливает в почве вокруг своих корней немалые количества сахарозы, то есть знакомого всем сахара. По прикидкам, на дне морей нашей планеты (разные виды посидонии растут не только в Средиземном море) могло накопиться от 0,67 до 1,34 миллиона тонн сахара. Практически все микробы охотно питаются сахаром, почему же они не съедают его тут же? Оказывается, морская трава наряду с сахарозой выделяет своими корнями фенол, более известный как дезинфицирующее средство карболка. Для большинства микробов фенол ядовит, потому они и не размножаются в сладком песке под морской травой.

Фото: Frederic Ducarme/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0.

Но зачем посидония выделяет сахар своими корнями? Дело в том, что обычно растение использует сахарозу в своём метаболизме, однако при ярком солнечном свете, особенно летом, сахара образуется больше, чем само растение может потребить. Приходится его выделять в грунт. Исследователи предполагают, что некоторые микроорганизмы на полях посидонии всё же не боятся фенола и поедают этот лишний сахар, расплачиваясь с морской травой какими-то нужными ей соединениями, особенно фиксированным азотом, то есть удобрением. Впрочем, вопрос ещё нуждается в изучении...