Кто питается слезами

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Cosmos Magazine» (Австралия), «New Scientist» (Великобритания), «Science», «Science News», «Scientific American» и «Sky and Telescope» (США), «Causette» и «Le Point» (Франция).

Насекомые известны своими странными вкусами при выборе пищи, но лишь немногие из примерно миллиона учтённых энтомологами видов питаются слезами разных животных. Об этом рассказал английский журнал «New Scientist».

Бабочки пьют глазные выделения у греющихся на солнце черепах. Снимок сделан в Эквадоре. Фото: amalarida. tv/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0.
Самая крупная бабочка из склонных подкармливаться слезами — Tarsolepis sommeri, размах крыльев до 8 см. Фото: Alexey/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0.

Так, мелкая бабочка Lobocraspis griseifusa (она же по более новой классификации Mecistoptera griseifusa), встречающаяся в Юго-Восточной Азии, пьёт слёзы буйволов, оленей, крокодилов, черепах и домашнего скота. Своим хоботком бабочка раздражает глаз, начинают работать слёзные железы. Причём длинный хоботок может проникать и под закрытое веко, когда животное спит. Некоторые виды (а их довольно много в тропиках) приспособлены к глазам других животных, например, Mabra elephantophila предпочитает слёзы слона и, как ни странно, это самая мелкая из бабочек — любительниц слёз. Она чуть больше обычной комнатной мухи. Tarsolepis remicauda с Борнео — самая крупная из них, размах крыльев около 8 см и пышный хвост, так что не удивительно, что животные-поставщики слёз часто её чувствуют и сгоняют. Слёзы для этого вида — далеко не единственный источник питания. Вообще-то основная пища бабочек — цветочный нектар и пыльца. До недавних пор считалось, что у них нет ферментов, позволяющих усваивать белки.

Насколько известно (наблюдения за мелкими насекомыми, питающимися на крупных, да ещё диких животных, весьма сложное занятие), таких видов бабочек, которые жили бы одними слезами, скорее всего, нет или это единичные случаи. Вряд ли даже маленькая бабочка может прожить на таком скудном рационе. Зато в слезах они находят минеральные соли, которых не хватает многим видам насекомых. В состав слезы входит 1—2% неорганических солей и органических веществ различной молекулярной массы и разных химических свойств, остальные 98—99% приходятся на воду. Хотя состав слёз не совсем одинаков у разных видов и меняется в зависимости от состояния животного (слёзы от раздражённого соринкой или хоботком бабочки глаза более водянисты и содержат гормоны стресса), но, например, в человеческих слезах 20 г белка на литр (сколько же надо плакать, чтобы наплакать целый литр!). И это в 200 раз больше, чем содержание белков в поте.

Бабочки, интересующиеся слезами животных, а при возможности и человека, в основном относятся к ночным. Обитают они только в тропическом поясе Африки, Азии и Америки, а также в некоторых прилегающих субтропиках. Живут преимущественно в лесах, но могут отваживаться и вылетать на несколько километров за опушку леса. Встречаются и в горах на высотах до 2100 м. Потребление слёз особенно распространено в регионах со сменой сухого и дождливого сезонов. В Таиланде, например, в сухой сезон не брезгуют слезами около сотни видов бабочек из шести семейств. А на западе Малайзии, где влажность высока круглый год, только два десятка видов из четырёх семейств склонны использовать этот источник.

Недавние исследования, проведённые в Таиланде, показали, что питаться слезами могут и мелкие дикие пчёлы, живущие в дуплах деревьев и расщелинах скал. Этот источник солей и белков важен для них. Всосав слёзы, пчела оставляет пахучую метку у глаза, чтобы её подругам было легче найти источник пищи. Наблюдались и случаи, когда опытная пчела провожала молодую особь к месту питания. А по данным испанских энтомологов, работающих в Южной Америке, местные лесные тараканы охотно пьют слёзы ящериц.

Нельзя сказать, что потребители слёз не приносят животным никакого вреда. Нередко своим раздражением эти насекомые вызывают конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки глаза, которое может привести к временной слепоте. Сосатели слёз могут переносить и бактерии, вызывающие болезни глаз.