Любители нектара

Кандидат биологических наук Владимир Карцев. Фото автора

Каких животных больше всего на Земле? Насекомых! По разным оценкам, общее количество современных видов насекомых составляет от двух до восьми миллионов. И все они не могут обойтись без пищи. Многие виды добывают жидкую пищу с помощью специальных трубчатых хоботков, которые образовались у них в процессе эволюционных преобразований грызущего ротового аппарата, — это исходный тип. Он подробно описан в статье «Зачем насекомым хоботки?» (см. «Наука и жизнь» № 6, 2022 г.), где мы уже рассмотрели группу членистохоботных — тлей и клопов. Теперь настало время поговорить о бабочках и пчёлах.

В покое и в полёте бабочки свёртывают хоботок в спираль. На фото: капустница (Pieris brassicaе).

Это две совсем разные группы насекомых, но их объединяет общая задача: им надо уметь добираться до спрятанного в цветах нектара, своей основной пищи. Для этого у большинства из них, за исключением самых примитивных молей с грызущим ротовым аппаратом, есть специальный хоботок. Он состоит из двух так называемых нижних челюстей (максилл). Остальные части грызущего ротового аппарата значительно редуцировались, а верхние челюсти, или жвалы (мандибулы), которыми другие насекомые грызут твёрдую пищу и иногда могут кусаться, у бабочек практически исчезли. Зато нижние челюсти удлинились, и каждая из них приобрела форму жёлоба. Два жёлоба соединяются краями и образуют трубку, но не срастаются.

Бабочки