Куда улетают грифы?

Олег Першин, натуралист, путешественник, фотограф

Большая, обтянутая камуфлирующим неопреном бленда супертелеобъектива медленно поворачивается в окне скрадка. Кроме этого скрытного движения ничто не выдаёт присутствия человека в маленьком деревянном домике с узким смотровым оконцем. Хотя рассвет уже давно озарил небосвод розово-жёлтыми градиентами, солнце только сейчас выкатилось из-за горы, высветив часть небольшой котловины перед укрытием, и оказалось за спиной у фотографа. Он же ещё с вечера позаботился о будущей световой экспозиции — завесил проём двери в укрытии, чтобы невольным движением не выдать себя в контровом свете. И не зря! За обстановкой внимательно следят чёрные во'роны. Эти чрезвычайно сообразительные птицы прилетели сюда в рассветных сумерках, расселись на соседних рыжеватых валунах, обросших лишайниками, и принялись переговариваться между собой. Вороны — давнишние знакомые фотографа, и разговор их ему понятен: «За стенками домика прячется двуногий. Опасность есть, но небольшая. Кого из молодых пошлём первым?» Стало быть, обстановку (в переводе с «птичьего») можно трактовать следующим образом: человек в укрытии «вычислен», и общим собранием воронов-старейшин решается вопрос, кому начинать трапезу в таких условиях…

Однако вороны здесь — незваные гости, угощение, специально приготовленное и выложенное на дне котловины, предназначено не для них. Очередная подкормка (несколько десятков килограммов мясных фракций) была доставлена сюда накануне сотрудниками заповедника с целью учёта редких птиц Крыма — чёрных грифов и белоголовых сипов. И наблюдения за этими, не боюсь утверждать, удивительными созданиями.




Как сейчас помню, лет тридцать назад… лежишь, утомлённо загорая на южном берегу черноморского полуострова, и осматриваешь всё вокруг: уходящие за горизонт очертания берега в морской дымке, отвесные скалы, точнее сказать, скалки, зацепившиеся за их вершинки облачка-обезьяны, на фоне которых взгляд ловит летающие чёрные точки — каких-то явно больших птиц, судя по расстоянию до них. «Орлы!» — авторитетно нахмурив брови, изрекает «сосед-наматрасник». На том порешили — и мы тогда, и, думаю, тысячи туристов, приезжавших полежать-погреться на солнышке у черноморского берега. Позднее, узнав, что в Крыму живут… грифы — не просто большие птицы, гиганты (!), — я был безмерно поражён. Представить себе, что эти властители открытых пространств саванн и горных долин каким-то образом находят себе среду обитания всего лишь в двух горных грядах южного берега маленького полуострова, мне было затруднительно. Ведь крымские горы и горами-то называть было несерьёзно — мне, альпинисту, в студенческие годы полазившему по кавказским пятитысячникам. Потому-то нежданной удачей стало для меня участие в 2002 году в международном исследовательском проекте «Грифы на Крымском полуострове», который проводился на территории Крымского природного заповедника (в настоящее время национальный парк «Крымский»). Этот многолетний проект оказался настолько интересным, раскрывающим тайны живой природы, что после окончания в 2009 году он превратился в мой «личный» проект по крымским грифам. Каждый приезд к ним приносит мне что-то совершенно новое.

К грифовым птицам из семейства ястребиных относится несколько родов, обитающих как в Старом, так и Новом Свете. В общей сложности их более двадцати видов!..

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее