Звенигород: окно в небо

Кандидат физико-математических наук Наиль Бахтигараев. Материал подготовила Наталия Лескова

Звенигородская обсерватория Института астрономии РАН (ИНАСАН) — затерянный мир науки среди коттеджных посёлков и таунхаусов. Здесь, среди любовно высаженных лиственниц и туй, кирпичные башенки телескопов смотрят в небо круглыми головами, а над ними возвышается фантастического вида здание с рельсами на крыше. По ним крыша может ехать в буквальном смысле слова, открывая обзор для самого крупного на территории обсерватории телескопа с символичным названием ВАУ — высокоточная астрономическая установка. На инструментах обсерватории отрабатываются наблюдательные методики, ведутся исследования малых тел естественного происхождения, сближающихся с орбитой Земли, и их связей с процессами в Солнечной системе, проводятся позиционные и фотометрические наблюдения искусственных спутников Земли и фрагментов космического мусора.

Наиль Сагитович Бахтигараев устанавливает аппаратуру на астрограф «Цейсс-400». Фото Андрея Афанасьева.

Рассказывает кандидат физико-математических наук Наиль Бахтигараев, старший научный сотрудник ИНАСАН.

Звенигородская обсерватория создавалась как научная база Астрономического совета Академии наук (сейчас это Институт астрономии РАН). Официальное открытие обсерватории состоялось в 1959 году, и в то время перед ней ставились научно-прикладные задачи — в первую очередь, наблюдение за искусственными спутниками Земли (ИСЗ).

Сегодня я самый старший из сотрудников, ведущий эту работу почти с самого её начала. В астрономию я пришёл благодаря журналу «Наука и жизнь» — ещё школьником читал на его страницах материалы о переменных звёздах, о том, как по их миганию можно определить орбиту, массу и размеры. Это было невероятно интересно. Я поступил на физфак Казанского университета, выбрал кафедру астрономии, курсовые и дипломную работу писал именно по переменным звёздам. Но во время прохождения практики в Гиссарской астрономической обсерватории в Таджикистане увлёкся наблюдениями ИСЗ. Мне порекомендовали устроиться на работу в Звенигородскую обсерваторию Астрономического совета АН СССР — ведущее учреждение страны по оптическим наблюдениям ИСЗ. Вот уже полвека я связан со Звенигородской обсерваторией...