ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В ИЮЛЕ - АВГУСТЕ 2002 ГОДА

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба

Луна и планеты перед рассветом в первых числах августа

Конец лета нынешнего года, к сожалению, не очень-то благоприятное время для наблюдения большинства планет. Красивое и редкое зрелище сближения планет, которым любовались в апреле и мае нынешнего года знатоки звездного неба, в их числе и наши читатели (см. "Наука и жизнь" №№ 2 и 4, 2002 г.), было недолгим и закончилось в июне. А сейчас расходящиеся в разные стороны планеты исчезают одна за другой в солнечном сиянии: заходят за светило или проходят перед ним.

Глядя на планеты невооруженным глазом, даже опытный наблюдатель не всегда скажет, как в действительности они расположены в пространстве: какие из них ближе к нам, какие дальше, как они движутся в реальности. Чтобы разобраться в этих совсем не простых вопросах, надо прежде всего хорошо представлять себе общую картину движения небесных тел в Солнечной системе.

Все планеты обращаются вокруг Солнца в направлении против часовой стрелки, если смотреть со стороны Северного полюса мира. А для этого нам, жителям Северного полушария, надо мысленно взлететь вверх на пару миллиардов километров над Землей, и мы увидим простую, понятную картину: все планеты движутся по почти круговым орбитам в одном направлении, но на разных расстояниях от Солнца.

Опускаясь обратно на родную планету, мы заметим, как орбиты вытягиваются, превращаясь в эллипсы. А спустившись на поверхность планеты, то есть вернувшись в плоскость эклиптики, снова увидим загадочные возвратно-поступательные, петлеобразные и прочие движения планет. Но, обогащенные опытом "полета", мы уже будем понимать, как на самом деле движутся планеты и почему мы видим их странные перемещения. Так называемые внутренние планеты - те, чьи орбиты находятся внутри земной (Меркурий и Венера), - совершают самые быстрые, сложные и вроде бы "загадочные" движения. Это потому, что они могут находиться от нас или ближе, или дальше, чем Солнце, проходя перед ним или за ним. Когда внутренние планеты движутся слева направо, значит, они проходят между Землей и Солнцем. И наоборот. Когда одно направление сменяется другим, планета как бы замирает на время. Тогда говорят, что она находится в точке стояния. У Меркурия это бывает обычно около пяти дней, у Венеры - порядка двух недель. На самом деле в это время планета движется почти точно к Земле (в восточной элонгации) или от нее (в западной). Напомним, что элонгацией называется максимальное видимое удаление внутренней планеты от Солнца.

Внешние планеты всегда во много раз дальше от Земли, чем внутренние, и потому их движение мы чаще всего видим как более простое, спокойное и степенное. Для нас, землян, на видимые перемещения внешних планет большее влияние оказывает движение нашей родной планеты (по отношению к ним она - внутренняя). Так, например, за один год на Сатурне Земля успевает обойти Солнце 30 раз.

Теперь перейдем, наконец, к наблюдениям и начнем с ближайших к Солнцу планет. В первые дни июля Меркурий находится в том же созвездии Тельца, где мы видели его во время "парада планет" в мае. Но теперь он, пройдя перед Солнцем, оказался справа, то есть восточнее светила, но в крайне неблагоприятном для северных наблюдателей положении. Отыскать Меркурий перед рассветом смогут жители южных районов страны, да и то в бинокль. 2-3 июля Меркурий окажется всего в 0,2о от Сатурна - это очень тесное и редкое сближение. К 1 сентября Меркурий будет уже в наибольшей восточной элонгации, но снова его расположение весьма неблагоприятно для наблюдений - он заходит почти одновременно с Солнцем.

Вторую внутреннюю планету - Венеру - в начале июля можно видеть по вечерам. Она продолжает свое прямое движение (с запада на восток), которым следует уже больше года (это - редкость). Планета удаляется от Солнца, а условия ее видимости, которые вроде бы должны улучшаться, становятся все хуже, потому что день ото дня Венера поднимается над горизонтом все ниже и ниже. 10 июля еще можно будет наблюдать ее прохождение рядом со звездой Регул (a Льва). Происходит это на фоне зари. Планета еще видна хорошо, а звезду можно рассмотреть с большим трудом. 13 июля недалеко от Венеры окажется молодая Луна (в фазе всего 0,15). Этим и ограничатся возможности вечерних наблюдений в описываемый период.

Утренние наблюдения значительно интереснее. С середины июля виден Сатурн, поначалу недолго перед рассветом, но затем условия его видимости станут быстро улучшаться. К концу августа планета будет восходить уже до полуночи. 31 августа она покинет созвездие Тельца, в котором двигалась почти два года, и перейдет в Орион.

В середине августа покажется Юпитер, он выйдет из-за Солнца. До конца лета останется в созвездии Рака. Видимость и Сатурна и Юпитера с каждым днем улучшается. Но наиболее благоприятное время для наблюдения обоих гигантов наступит лишь к началу зимы. Марс находится "по ту сторону Солнца", и, естественно, в описываемый нами период он совсем не виден.

Любители наблюдать малые тела Солнечной системы смогут отыскать астероид Ириду. Правда, чтобы обнаружить эту малую планету, потребуется хотя бы бинокль. Блеск ее не превысит 7,7m (что вообще-то не мало для астероида). Ирида будет перемещаться среди неярких звезд Водолея. Чтобы найти ее, нужно день за днем отмечать положение звезд в расчетном месте и тогда вскоре можно заметить, что одна из "звезд" перемещается. В наблюдениях поможет приведенная здесь карта. Противостояние, а соответственно больший блеск и лучшие условия для наблюдений наступят 24 августа, когда Ирида окажется неподалеку от звезды a Водолея.

Наблюдайте Луну. Если в вашем распоряжении есть бинокль, то вы сможете не только увидеть фазы нашего спутника, но и рассмотреть многие подробности на его поверхности.

Фаза последней четверти Луны наступит 2 июля, 1 и 31 августа (она окажется в созвездии Кита в первых двух случаях и Тельца - в последнем). Новолуние произойдет 10 июля и 8 августа (в созвездиях Близнецов и Рака соответственно), первая четверть - 17 июля и 15 августа (в Деве и Весах), а полнолуние - 24 июля и 22 августа (в Стрельце и Водолее).

Кроме упомянутого выше сближения Луны с Венерой можно наблюдать прохождение нашего спутника вблизи звездного скопления Гиады в Тельце. Это случится перед рассветом 4 августа, а 5 августа - вблизи Сатурна. Луна пройдет в 2о севернее его и появится в виде тонкого серпа (Ф=0,25 и 0,17 соответственно). Ночью 16 августа на 4о ниже Луны (Ф=0,65) можно видеть красивую красноватую звезду Антарес - a Скорпиона.

Август - время действия самого популярного и удобного для наблюдений метеорного потока - Персеиды. В этом году пик максимальной активности потока приходится на 12 августа. В эту ночь можно увидеть более 100 метеоров в час, а в предыдущую и последующую - около 40.

Куда смотреть - не имеет значения, метеоры летят во все стороны. Но земному наблюдателю кажется, что все они вылетают из некой точки в созвездии Персея.

Метеорные частицы, составляющие этот поток, не что иное, как пыль, выброшенная за многие миллионы лет известной кометой Свифта - Туттля. В эти дни Земля пересекает ленту пыли, которая вытянулась вдоль всей орбиты кометы.

Условия наблюдения ожидаются очень хорошие - Луна не будет мешать.

Поисковые карты и дополнительную информацию по этой теме можно найти в Интернете на сайте автора: http://astroclub.narod.ru

Удачных вам наблюдений.

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба.
E-mail:astronom@narod.ru

Другие статьи из рубрики «Любителям астрономии»

Эта карта поможет наблюдателям с небольшими телескопами и с биноклями отыскать астероид Ириду. Самые слабые звезды на ней имеют блеск 8,5-9<SUP>m</SUP>, а блеск астероида за июль-август возрастет от 9 до 7,7<SUP>m</SUP>. Он выглядит как одна из звезд, а отыскать его можно, либо найдя по карте "лишнюю звезду", либо заметив, что одна из них день ото дня смещается.