Услышав имя, улыбнись!

Кандидат биологических наук Дмитрий Донсков

Живучка ползучая. Ботаническая иллюстрация из книги Отто Брунфельса «Живые изображения трав». 1530—1536 годы. Источник: Wikimedia Commons /PD.

Только тот юмор будет жить, который возник на основе жизненной правды.
Марк Твен

– Это ползучка живучая?

— Нет, это живучка ползучая. Ползучка живучая — это то, что на ней сидит!

Такой юмористический диалог порой можно услышать от студентов биологических факультетов, которые только начинают знакомиться с флорой средней полосы России во время летней практики. Действительно, названия одних растений могут ввести в замешательство, других — насторожить или заинтересовать, у третьих имена выглядят слишком величаво для их носителей, и всегда найдётся цветок, наименование которого вызовет улыбку. Например — живучка ползучая (Ajuga reptans) из семейства Губоцветные (Lamiaceae). А слова «ползучка живучая» в шутку относят к любому насекомому, которое пристроилось на листе растения.

Ареал живучки ползучей охватывает почти всю Европу, Кавказ, Алжир и Тунис. Растёт она обычно в смешанных и широколиственных лесах, на полянах, опушках, в зарослях кустарников. Выдерживает сильную затенённость, поэтому неплохо себя чувствует даже под плотным пологом дубов и клёнов. Умеет сохранять жизнеспособность при неблагоприятных условиях, например, во время засухи, что отражено в её родовом названии.

Живучка ползучая — многолетнее травянистое растение с коротким корневищем. Листья мягкие, с волнистыми и зубчатыми краями, они бывают трёх типов: прикорневые — овальные, на длинном черешке, собраны в розетки; стеблевые — такой же формы, но сидячие; прицветные — яйцевидные и сидячие, причём внизу соцветия они длиннее цветков, а вверху заметно короче. Листовые пластинки во всех случаях коротко опушённые с двух сторон или только сверху...