ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СРЕДА НАШЕГО ОБИТАНИЯ

Кандидат физико-математических наук А. САВИН

Наука и жизнь // Иллюстрации
Излучение магнитного поля некоторыми электробытовыми приборами.
Таблица зоны риска некоторых электробытовых приборов (по данным Центра электромагнитной безопасности).

Осенью минувшего года Международное агентство по исследованию рака включило в список "возможных канцерогенных факторов" магнитные поля низкой частоты (50-60 Гц). Теперь они оказались в одном ряду с выбросами труб металлургических заводов и выхлопными газами автомобилей.

Электромагнитные поля окружают нас буквально всюду: дома, на работе, в поезде метро, в салоне троллейбуса или трамвая. Тронулся за стеной лифт, загудел компрессор холодильника, щелкнуло реле обогревателя - все это означает, что по проводам побежал ток и вокруг него, следовательно, возникло электромагнитное поле. А его магнитная составляющая, как стало известно, хорошо проникает через любые преграды, в том числе и внутрь нашего тела.

Практически в каждой квартире имеются сегодня электробытовые приборы - телевизоры, холодильники, электроутюги и стиральные машины. Немало домов оборудовано уже и электроплитами, а во многих семьях появились компьютеры и микроволновые печи. Помимо этого - кофемолки, кофеварки, миксеры, электрочайники, электросоковыжималки, кухонные комбайны и т. д. и т. п. Все они работают на промышленной частоте и окружены соответствующим магнитным полем. Поэтому очень важно знать, на каком расстоянии от них безопасно находиться.

Надо сказать, что магнитное поле у большинства этих приборов невелико и измеряется в микротеслах (мкТл). А до недавних пор считалось, что столь слабые поля просто не могут причинять нам хоть какой-нибудь вред. Выяснилось, однако, что это не совсем так.

С конца 70-х годов в десятках стран мира велись исследования: ученые выявляли связь разных видов болезней с влиянием на организм электромагнитных полей. В Швеции, например, к 1992 году были закончены наблюдения за здоровьем 500 000 человек, проживавших в условиях повышенных значений магнитного поля промышленной частоты. Результаты оказались неутешительными.

Статистика показала, что увеличение индукции магнитного поля от 0,1 мкТл до 4 мкТл в несколько раз повышает риск развития лейкемии у детей. И что вообще там, где значение этой индукции составляет 0,3 мкТл и выше, онкологические заболевания встречаются в два раза чаще.

На основании этих данных шведы ввели в своей стране гигиенический норматив низкочастотного магнитного поля величиной в 0,2 мкТл. А поскольку аналогичные результаты получены в США, Канаде, Франции, Дании и Финляндии, то сегодня уже во многих странах принято считать безопасным уровнем низкочастот ного магнитного поля именно эту величину - 0,2 мкТл.

И именно ею следует отныне руководствоваться при проектировании городской застройки, при планировке квартир, а также при разработке бытовой техники. И хотя это уже достаточно широко известно, но у нас - увы! - пока вовсе не всегда применяется на практике.

Между тем магнитные поля способны, по словам ведущего научного сотрудника Центра электромагнит ной безопасности ГНЦ РФ - Института биофизики РАН профессора Ю. Григорьева, стать причиной не одних только онкологических заболеваний. В результате проведенных специалистами института клинических и экспериментальных исследований установлено, что следствием воздействия электромагнитных полей может, например, стать синдром раннего старения организма. Его признаками служат ухудшение памяти и работоспособности, снижение иммунитета, нарушение репродуктивной функции и развитие иной возрастной патологии в ранние годы.

Но каковы же основные источники опасных магнитных полей в наших квартирах? На диаграмме показаны уровни излучения магнитного поля различными бытовыми приборами на расстоянии от них в 30 сантиметров. Сразу видно, что максимально оно у приборов для приготовления пищи - электроплиты и микроволновой печи.

При этом главное значение имеет не столько величина магнитного поля прибора, сколько расстояние до него (пропорционально квадрату этого расстояния падает интенсивность магнитного поля), а также время работы с ним. Достаточно сильное магнитное поле, например, у телевизора, но ведь вряд ли придет кому-то в голову сидеть ближе, чем в метре от него. Но вот, казалось бы, практически безопасная настольная лампа может часами гореть буквально в нескольких сантиметрах от нашей головы. А это уже совсем не безопасно.

Понятно, что наибольший вред здоровью может нанести электроплита, возле которой некоторые активные хозяйки простаивают часами. Но ведь можно по крайней мере так расставить все в кухне, чтобы никто зря не находился в зоне риска.

А чтобы до минимума снизить воздействие магнитных полей в доме, стоит воспользоваться приведенной таблицей, а также советами специалистов все того же Центра электромагнитной безопасности.

1. Необходимо следить за тем, чтобы дети находились на достаточном расстоянии от работающих электробытовых приборов.

2. Не следует включать одновременно несколько мощных источников.

3. Нельзя делать из проводов "кольца" и "петли".

4. По возможности желательно использовать принятую за рубежом трехпроводную схему домашней проводки с заземленным кожухом вокруг проводов.

Сегодня в магазинах, торгующих всякого рода "экологической" продукцией, встречаются приборы, способные, по утверждению их создателей, ограничивать опасное влияние магнитных полей на человека. На самом же деле таких приборов нет, и относиться к подобным поделкам следует, как к обычному шарлатанству.

А для ограничения вредного влияния этих полей надо всего лишь переставить мебель и бытовые приборы так, чтобы места сна и отдыха и места постоянного пребывания детей не попадали в зону повышенного магнитного поля электроприборов, то есть находились от них на расстоянии не менее 1,5 метра. Нельзя не заметить, кстати, что ни внутриквартирные перегородки, ни даже несущие стены не служат защитой от низкочастотного магнитного поля. Поэтому желательно учитывать и то, какие источники магнитного поля установлены у соседей за стеной.

Нередко источники могут располагаться и вне дома и притом действовать независимо от воли жильцов и круглосуточно. Замеры, проведенные в ряде домов специалистами Центра электромагнитной безопасности, показали, что уровень магнитного поля в некоторых комнатах превышает допустимый в 1,2-2 раза. В одном из случаев источником вредного воздействия оказался проложенный в подъезде по внешней стене комнаты силовой кабель лифта, в другом - расположенный в смежном нежилом помещении распределительный щит.

Так что же делать с такими квартирами? По мнению директора Центра электромагнитной безопасности О. Григорьева, надо либо переводить их в нежилой фонд, либо срочно ликвидировать источники магнитного поля по соседству. Ведь защититься от магнитного поля промышленной частоты чрезвычайно сложно.