ДНК носится в воздухе

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «The Conversation», «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «Fraunhofer-Magazin» и «Geo» (Германия), «Physics Today», «Science News» и «Scientific American» (США), «Le Point» (Франция).

Теперь достаточно зачерпнуть немного воды из какого-либо водоёма, доставить её в лабораторию — и вскоре вы сможете получить полный список видов, населяющих не только сам водоём, но и его окрестности. В пробах воды удаётся найти и определить молекулы ДНК, а по ним составить список водной фауны (см. «Наука и жизнь» № 10, 2020 г., статья «Фауна в растворе»).

Зимородок выхватывает из воды добычу, неизбежно разбрасывая вокруг её ДНК. Фото: Andy Morffew/flickr.com/CC BY 2.0.

Но тонкие аналитические методы продолжают развиваться. Оказывается, ДНК разных организмов витает и в воздухе. Две группы исследователей, работавших в разных странах и пришедших к одной идее независимо, доказали, что наследственный материал птиц и млекопитающих можно выделить из атмосферы. Молекулы наследственности летают и сами по себе, в виде так называемой еДНК (экологической ДНК), и в составе отдельных клеток, волосков, высохших капелек слюны… Молекулярные биологи из Лондонского университета поставили в 20 точках одного из английских зоопарков, под открытым небом и в павильонах воздушные насосы с фильтрами и включили их моторы на полчаса. Зоопарк удобен для таких исследований потому, что список представленных в нём видов известен, каждый вольер имеет табличку с именем, и, как правило, на воле эти виды в данном районе отсутствуют. Полученные 72 пробы обработали методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), который позволяет размножить единичные молекулы ДНК до количеств, доступных для анализа...