Солнечный незнакомец

Д. Трифонов

Все началось с солнечного затмения 1868 года. Астрономы многих стран проводили разнообразные наблюдения этого интереснейшего явления и, в частности, изучали спектр солнечной короны. Англичанин Локьер и француз Шансен обнаружили в спектре яркую желтую линию. Сначала предположили, что эта линия соответствует натрию. Однако вывод оказался ошибочным ни один из известных на Земле химических элементов не имел в своих спектрах подобной линии.

Чтобы объяснить "находку", Локьер выдвинул интересную гипотезу желтая линия принадлежит веществу, еще не обнаруженному на нашей планете. Для того времени эта мысль была слишком смелой, и даже многие крупные ученые отнеслись к ней весьма скептически.

Двадцать семь лет спустя о ней вспомнил английский физик Рамзай после тщетных попыток объяснить один непонятный факт. При кипячении урановых минералов в серной кислоте выделялся газ, по свойствам напоминавший азот, но гораздо менее активный. Сначала Рамзай предположил, что таинственное вещество, по-видимому, является незадолго до этого открытым инертным газом аргоном. Когда же вступил в дело спектроскоп, удивленному взору ученого предстала яркая желтая линия - "след" какого-то неизвестного элемента. Вот тогда Рамзай и вспомнил о полузабытой идее своего соотечественника.

Открытому за пределами Земли газу Локьер дал имя "гелий" - "солнечный". С этим же именем он вторично появился на свет - на этот раз уже на Земле. История науки не знает другого случая, когда бы элемент прежде чем быть обнаруженным в земных минералах, был "найден" на Солнце. Сейчас гелий - хорошо изученный химический элемент. Однако слово "химический" по отношению к гелию, равно как и другим инертным газам, группу которых он возглавляет, приложимо лишь с известной натяжкой. Их химия крайне бедна только в особых условиях они могут давать с некоторыми элементами подобие химических соединений.

Но физик перед гелием почтительно приподнимает шляпу. Именно гелий помог разгадать суть радиоактивности; гелий после водорода - самый легкий из газов; жидкий гелий затвердевает лишь при температуре абсолютного нуля (- 273°С); с жидким гелием связаны исключительно интересные физические явления сверхпроводимости и сверхтекучести; наконец, на определении количества гелия в урановых минералах основан метод измерения возраста Земли и многих горных пород.

И если на Земле гелий - довольно редкий элемент, то в космосе он по распространенности уступает только водороду.

Тот факт, что гелий сначала был обнаружен в атмосфере звезды-Солнца, сейчас кажется глубоко символичным. Этот элемент играет громадную роль в ядерных реакциях, приводящих к образованию во многих звездах легких химических элементов - до магния включительно.

93 года назад "солнечный незнакомец" впервые предъявил свою "визитную карточку". Знакомство оказалось полезным за свою почти вековую историю гелий помог ученым проникнуть во многие тайны природы.

Другие статьи из рубрики «Архив»