КУЛЬТУРНОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ВОЗМОЖНО, УЖЕ 77 ТЫСЯЧ ЛЕТ

Кандидат биологических наук И. ЛАЛАЯНЦ

Наука и жизнь // Иллюстрации

В Южной Африке, в пещере Бломбоскэйв, что на побережье Индийского океана, уже в течение десяти лет ведутся раскопки. Специалисты из Южноафриканского музея в Кейптауне нашли здесь за это время немало рыболовных и охотничьих орудий. Однако новая находка произвела самую настоящую сенсацию в научном мире.

Онлайновая версия международного научного журнала "Science" ("Наука") сообщила, что обнаружены два куска красной охры - железосодержащей руды, одна из сторон которых сточена до образования гладкой плоской поверхности. Уже само по себе это весьма интересно, поскольку служит примером вполне осознанных действий со стороны наших далеких предков. Для того чтобы определить возраст, исследователи применили разные современные методы датировки. Средние величины сошлись на 77 тысячах лет...

Но суть открытия несколько в другом. Дело в том, что на плоских поверхностях ученые обнаружили процарапанные рисунки из пересекающихся линий, образующих нечто напоминающее наложенные друг на друга треугольники. Ученые полагают, что найденные рисунки свидетельствуют о существовании абстрактного мышления у древних южноафриканцев, что вполне вписывается в рамки сегодняшнего понимания "сотворения" современного человека. До сих пор считалось, что впервые человек начал создавать рисунки в Европе и никак не раньше 40 тысяч лет назад. Новая находка показывает, что вполне современное поведение человека развивалось параллельно с его генетическим и анатомо-физиологическими изменениями и переносилось по Земле в ходе его миграций из Африки.

Скептики и противники столь смелых утверждений указывают на то, что и неандертальцы "производили" маркированные камни, а также вполне узнаваемые орудия, которыми пользовался и более поздний человек. И тем не менее неандертальцы остаются все же неандертальцами.

Находка кейптаунских ученых очень интересна. Но пока она единственная. А в науке - как и в криминалистике - дедукция основана на повторяемости и воспроизводимости. Если новые аналогичные находки будут представлены миру, тогда можно будет смело утверждать, что корни "культурной революции" произросли не 40 тысяч лет назад, а 77 и не в Европе, а в далекой Африке, откуда волна за волной выходили наши предки.