Пик оледенения снизил генетическое разнообразие древних людей

Кандидат биологических наук Надежда Маркина

Основным «бутылочным горлышком», через которое прошло человечество, стали климатические факторы, а не выход из Африки. К такому выводу пришла команда исследователей из Швеции, Нидерландов, Испании и Румынии, изучив геном женщины эпохи верхнего палеолита.

Череп женщины из пещеры Муйери. Фото: Mattias Jakobsson/www.eurekalert.org/multimedia/pub/265539.php.

Предполагается, что современные люди попали в Европу двумя путями: вдоль Средиземноморского побережья и по Дунаю. И действительно, останки Homo sapiens обнаружены в трёх пещерах в румынских Карпатах, все они старше 30 тысяч лет. В 1952 году в пещере Муйери (Peștera Muierilor) нашли череп женщины верхнего палеолита возрастом около 34 тысяч лет. Антропологи обратили внимание на некоторые неандертальские черты в его строении. Теперь же этот череп изучили палеогенетики. До сих пор в распоряжении исследователей было восемь древних геномов из четырёх мест старше 30 тысяч лет и прочитанных с хорошим качеством: один из Усть-Ишима (Иркутская область), один из Костенок (Воронежская область), два — со стоянки на реке Яна (Якутия) и четыре со стоянки Сунгирь (Владимирская область). Геном из Муйери стал девятым...