ЕСЛИ ИНОПЛАНЕТЯНЕ СУЩЕСТВУЮТ, МЫ УЗНАЕМ О НИХ В БЛИЖАЙШИЕ 20 ЛЕТ

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft" и "PM Magazin" (Германия), "Archives of Internal Medicine", "Discover", "Popular Science", "Science News" и "Technology Review" (США), а также информация из Интернета.

Таково мнение Сета Шостака, астронома, старшего научного сотрудника Института внеземных цивилизаций (США). Он попытался оценить возможное количество цивилизаций, способных передавать радиосигналы, в нашей Галактике и пришел к выводу, что их может быть от 10 тысяч до миллиона. Всего в Галактике около 100 миллиардов звезд. Шостак прикинул, как быстро с существующими и строящимися радиотелескопами мы можем прослушать их окрестности и как быстро наши компьютеры будут способны анализировать полученные радиосигналы и выявлять среди них подозрительные. При этом он исходил из предположения, что вычислительная мощность компьютеров будет вплоть до 2015 года удваиваться каждые 18 месяцев, как это происходило на протяжении последних 40 лет, а потом ее рост замедлится и удвоение будет происходить лишь каждые 36 месяцев. В таком случае завершить "осмотр" Галактики в поисках радиосигналов искусственного происхождения удастся за 20 лет.

Однако не все специалисты согласны с этими расчетами. Они указывают, что все оценки возможного количества цивилизаций во Вселенной основаны, в свою очередь, на шатких прикидках - какая доля звезд имеет планеты, на скольких из планет может развиться жизнь, где ее эволюция может дойти до появления разума и так далее. Кроме того, если прогресс наших радиотелескопов и компьютеров более или менее поддается прогнозированию, то о перспективах развития техники связи у инопланетян мы не можем сказать практически ничего.