Подмосковное озеро расскажет о развитии Земли

В последние годы на территории Московской области сделаны интересные находки: круглые глубокие озёра, котловины которых представляют собой реликтовые формы рельефа ударного происхождения. Изучение подобных объектов может дать ответы на многие вопросы развития Земли за последние 10 тысяч лет.

Озеро Смердячье расположено в сосновом лесу. Своё название, как считают, получило из-за источаемого им сильного запаха сероводорода, который, однако, лет тридцать назад исчез. Почти идеальная круглая форма, большая глубина небольшого озера вызвала интерес учёных сразу после того, как на странный водоём обратил внимание краевед и любитель-астроном Николай Филин.
Николай Луговой устанавливает базовую станцию для DGPS-съёмки.

В декабре сотрудники лаборатории геоморфологии Института географии РАН (ИГ РАН) Сергей Шварев и Николай Луговой исследовали окрестности озера Смердячье, расположенного в 140 км к юго-востоку от Москвы. Цель небольшой экспедиции — получить детальную информацию о рельефе и деформациях отложений, по которым можно восстановить параметры падения метеорита, произошедшего здесь в начале голоцена.

Первым метеоритное происхождение озера Смердячье предположил в 80-х годах XX века Николай Филин — краевед из города Рошаль. Эту идею сразу поддержали эстонские учёные Юло Кестлане и К. Х. Мелла. В 2002—2008 годах в ходе совместных исследований озера специалистами из России (ГЕОХИ РАН, ВСЕГЕИ), Австрии (University of Wien), Финляндии (University of Oulu) здесь были обнаружены импактиты — фрагменты горных пород, сцементированных стекловатной массой, с расположенными в ней оплавленными зёрнами кварца, полевого шпата и циркона*. Эта находка стала новым подтверждением гипотезы метеоритного происхождения котловины озера. Позже, в 2013—2014 годах на озере Смердячьем работал другой международный коллектив Holocene Impact Working Group, в который вошли и сотрудники ИГ РАН Вадим Бронгулеев, Александр Маккавеев и Вадим Караваев. В 2018—2019 годах исследования здесь продолжили Александр Александровский, Артём Гуринов, Вадим Караваев, Александр Маккавеев и Сергей Шварев.

От большинства озёр Мещеры озеро Смердячье отличается округлой формой и невысоким окружающим валом. Максимальный диаметр озера составляет 290 м. Наибольшая глубина котловины — 31,4 м. Вал, опоясывающий озеро, возвышается над окружающей равниной на 1—2 м и на 4—5 м над зеркалом воды, он резко обрывается в сторону озера и плавно снижается в сторону окружающей равнины.

Участники нынешней экспедиции для определения параметров падения метеорита провели дистанционную съёмку с беспилотного летательного аппарата, которую предстоит привязать к георадарным профилям. О том, что падение метеорита произошло в начале голоцена, географы поняли по датировкам обнаруженных в отложениях озёрного вала прослоев глин — 9620 ± 170 лет назад и 9250 ± 180 лет назад, то есть импактное событие произошло после накопления этих отложений в существовавшем тогда здесь озере. Географы отмечают, что в строении озёрного вала присутствуют обломки горных пород каменноугольного возраста, залегающих в районе озера на глубинах выше 20 м. Это известняки, кремень и доломиты, которые были выброшены из котловины при ударе метеорита. При этом за пределами вала каменный материал (кроме единичных гальки и гравия) отсутствует. Для строения вала озера Смердячье также характерно опрокинутое залегание («перевёрнутость») его слоёв. О произошедшем когда-то здесь импактном событии говорит и то, что подстилающие рыхлые четвертичные отложения деформированы — разбиты надвигами и взбросами, в результате отжимания от центра и смятия взрывной волной.

В облике и строении котловины озера сочетаются черты метеоритного кратера и карстовой впадины. Исследователи полагают, что при столкновении метеорита с поверхностью Земли образовался кратер, при этом под толщей песков и глин, слагающих равнину, были вскрыты глубоко лежащие легкорастворимые карбонатные породы, и озеро стало развиваться как типично карстовое, для которого характерны повторяющиеся время от времени значительные колебания уровня.

В Шатурском районе Московской области, где расположено озеро Смердячье, есть и другие круглые глубокие озёра. Не исключено, что некоторые из них тоже образованы в результате падения метеорита. Их изучение — в планах московских географов, которые считают, что космические импактные воздействия были весьма значимы для развития жизни на Земле, а периодически имели определяющее значение. Масштабы воздействий были разными: падение крупных небесных тел могло привести к массовым вымираниям животных и смене типов растительного покрова, а менее крупные, но более частые падения способствовали региональным изменениям природной среды. Изучение импактных форм рельефа, определение их параметров и возраста событий может помочь восстановлению истинной истории развития природной среды и пролить свет на многие трудно разрешимые загадки, в том числе на абсолютно «спокойных» в настоящее время территориях.

По информации пресс-службы Института географии РАН. Фото Сергея Шварева

* Импактиты были изучены ведущим геологом Всероссий-ского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского (ВСЕГЕИ) Сергеем Енгалычевым.

Другие статьи из рубрики «Вести из экспедиций»