Боровиха и журавлиха

Кандидат биологических наук Дмитрий Донсков

Да, дни укорачиваются. Птицы собираются в тёплые края… А лес в осеннюю пору окутывается прохладой и туманом. Лиственные деревья и кустарники вспыхивают красным и жёлтым цветом в последнем параде перед белой зимой. Хвойные скрываются на втором плане в ожидании своего выхода на авансцену — после занавеса листопада. Мхи и лишайники напитываются влагой и расправляются.

И как же точно вписан в рифмы один из растительных символов осени!

Брусника (Vaccinium vitis-idaea) — вечнозелёный кустарничек из семейства Вересковые (Ericaceae). Латинское название рода Vaccinium незамысловато, происходит от слова vacca, что означает «корова» — листья растения пригодны на корм скоту. А вот видовой эпитет vitis-idaea причудлив и переводится, как «виноградная лоза с горы Ида», что на острове Крит. Первые упоминания этого названия обнаруживаем в эпоху Возрождения, у нидерландского ботаника и врача Ремберта Додунса (1517—1585) и швейцарского учёного-энциклопедиста Конрада Геснера (1516—1565). Античные учёные мужи, как ни странно, бруснику не упоминали...