Цивилизация силура

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «Science Focus» (Великобритания), «Science», «Science News», «Sierra» и «Technology Review» (США), «Geo» и «Mare» (Германия).

Как известно, геологи и палеонтологи делят историю нашей планеты на эоны, эры и периоды. Мы живём в эоне фанерозоя (в переводе с древнегреческого — явно заметной жизни; от более древних эонов сохранилось не так много видимых простым глазом окаменелостей чего-то живого). Фанерозой делится на эры: кайнозой («эра новой жизни»), мезозой («средняя жизнь») и палеозой («древняя жизнь»); мы живём в кайнозое. В свою очередь, палеозой делится на шесть периодов, из которых американских астрофизиков Адама Франка и Гэвина Шмидта заинтересовал самый короткий — силур, длившийся «всего» 25 млн лет. Их статья в «Международном журнале астробиологии» называется: «Силурийская гипотеза. Смогли бы мы найти следы промышленно развитой цивилизации в геологической летописи?». Обзор этой их работы приводит американский журнал «Technology Rewiev».

Реконструкция морского рифа в силурийском периоде. Диорама в краеведческом музее Милуоки (США). Сохранились скелеты или отпечатки скелетов рыб и беспозвоночных силура, что и позволило составить некоторое впечатление о жизни в тот период. Фото: E. Howard/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0.

По мнению авторов статьи, если бы в силуре существовал человек разумный, найти остатки его скелетов мы не смогли бы. Динозавры — значительно более массивные организмы, прожили на Земле около 180 млн лет, но и до сих пор находка скелета ящера или хотя бы его фрагментов вызывает сенсацию в прессе всего мира. Более или менее полных скелетов динозавров насчитывается в музеях мира лишь несколько тысяч. Человек миниатюрен по сравнению с динозаврами, и шансов на сохранение его скелетов из силура на 420 млн лет, даже если бы он жил так давно, нет и быть не может. (Правда, в последние годы в Китае стали обнаруживать скелеты мелких динозавров размером с голубя.)

Возможно, могли бы сохраниться какие-то создания рук человеческих, хотя бы самые крупные — сооружения, дороги? Впрочем, и в наше время города — массивные скопления довольно прочных человеческих построек — занимают менее одного процента площади суши. Так что, если мы поставим перед собой задачу найти следы силурийских городов, искать придётся очень долго.

Но наша цивилизация оставляет химические следы. Самый известный пример — молекулы фреонов в верхних слоях атмосферы, уничтожающие озоновый слой. Промышленной деятельностью человечество занимается около 300 лет (Шмидт и Франк считают критерием промышленной культуры умение извлекать энергию из полезных ископаемых — угля, торфа, нефти, газа). Сжигая эти ресурсы, мы выпустили в воздух за 300 лет свыше 0,5 триллиона тонн углерода из органических источников (большинство учёных сейчас считают, что нефть и газ имеют органическое происхождение). В таком углероде ниже доля изотопа углерод-13, чем в неорганическом СО2, который попадает в воздух в основном из вулканов. Вулканического углерода в атмосфере гораздо больше, чем «человеческого». Поскольку растения захватывают углерод из атмосферы, строя своё тело, соотношение углерода-13 и углерода-12 в геологической летописи должно меняться за счёт деятельности цивилизации. Активность человека меняет также соотношения изотопов кислорода и азота. Но вряд ли эти изменения могли сохраниться за 420 млн лет, прошедших с силура. И соотношения различных изотопов изменяются не только из-за деятельности человека. Так, около 56 млн лет назад глобальные уровни изотопов углерода и кислорода изменились по не очень понятным причинам — возможно, из-за массивной вулканической активности.

Промышленность изменяет распространённость многих других элементов, особенно добываемых человеком металлов — свинца, золота, платины, хрома, рения и др. Если бы так происходило в силуре, к нашему времени эти металлы из городов и прочих массивных скоплений техники были бы постепенно снесены водой в отложения на дне океанов.

Но, если бы человечество силурийского периода погибло в результате глобальной ядерной войны, в геологических напластованиях могли бы остаться поддающиеся выявлению в наше время количества изотопов плутония-244 (период полураспада 80,8 млн лет) и кюрия-247 (15 млн лет). Это длительность периодов полураспада, а малые количества изотопов, продолжая снижаться, остаются дольше, их можно было бы сейчас выявить. Даже и без ядерной войны следы деятельности человека, не очень-то разумного, останутся: уран-235, накопленный в бомбах и ядерных реакторах, наполовину распадается за 704 млн лет. И непонятно, что делать с отходами АЭС, которые сохранят радиоактивность ещё миллионы лет.

Конечно, авторы этой научной работы ни в коей мере не пытаются утверждать, что более 400 млн лет назад на Земле уже существовал человек. Их задачей было привлечь внимание к тому, какой след оставим после себя мы. И напомнить исследователям других планет, что есть смысл поискать возможные следы исчезнувших цивилизаций на таких планетах, как Марс и Венера, где условия в далёком прошлом не исключали возникновения жизни.

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее