Иннопром-2020: Цифровые технологии в карантинном городе

Екатерина Зубкова

В этом году главная промышленная выставка страны «Иннопром» проходит в онлайн-формате. С апреля по июнь каждую неделю руководители российских и зарубежных компаний обсуждают, как инновации используются в условиях пандемии. В конце апреля 2020 года эксперты рассказали о развитии технологий «умный город» в новой реальности.

На выставке Иннопром-2019 РФЯЦ — ВНИИТФ представил мобильный центр обработки данных (МЦОД). МЦОД включает в себя до десяти вычислительных стоек мощностью от 15 до 80 кВт и обеспечен всеми инженерными системами. Во время режима самоизоляции в связи с пандемией COVID-2019 МЦОД может восполнить возросшую потребность в дополнительных серверных мощностях. Фото: РФЯЦ — ВНИИТФ.
Группа «ЦРТ» трансформировала биометрическую систему распознавания лиц «Визирь» для поиска потенциально заражённых людей. Фото: Группа «ЦРТ».

Обзор онлайн-сессии «Технологии для городов: карантин на всю жизнь?» подготовила корреспондент журнала «Наука и жизнь» Екатерина Зубкова.

Устойчивость инфраструктуры

Режим самоизоляции стал испытанием для предприятий коммунального хозяйства. Изменился график потребления энергоресурсов, возникли проблемы с проведением ремонтов и планового обслуживания систем электро-, тепло- и водоснабжения. К примеру, раньше коммунальщики могли отключить воду или электроэнергию в дневное время, когда большая часть жителей на работе, сейчас это неприемлемо. Появились риски, связанные с выездом ремонтных бригад на объекты и личным приёмом граждан. Легче всего преодолеть эти трудности смогли те предприятия ЖКХ, где уже были внедрены цифровые технологии для контроля потребления энергоресурсов, дистанционного мониторинга состояния оборудования и удалённого управления системами электроснабжения, водоснабжения, вывоза мусора и т. д. Если до начала пандемии инвестиции в «цифру» делали для получения дополнительного экономического эффекта, то сейчас без новых технологий работа практически невозможна.

Бурный рост использования интернет-сервисов существенно увеличил нагрузку на центры обработки данных (ЦОД). У большинства компаний возникла потребность в дополнительных серверных мощностях. Екатерина Солнцева, директор по цифровизации госкорпорации «Росатом», рассказала, что эту проблему можно частично решить за счёт мобильных центров обработки данных. Мобильные дата-центры представляют собой блок-контейнеры с ИТ-оборудованием и инженерными системами, которые устанавливают на автомобильную или железнодорожную платформу. В 2019 году на «Иннопроме» можно было увидеть такой ЦОД на базе «КАМАЗа», созданный «Российским федеральным ядерным центром — Всероссийским научно-исследовательским институтом технической физики имени академика Е. И. Забабахина» (РФЯЦ — ВНИИТФ, г. Снежинск Челябинской области).

Контроль режима самоизоляции

В борьбе с пандемией оказались востребованными решения на основе искусственного интеллекта, которые удалось развернуть на имеющейся инфраструктуре с минимальными затратами. Об этом рассказал Дмитрий Дырмовский, генеральный директор группы компаний «Центр речевых технологий» (ЦРТ, г. Санкт-Петербург).

К примеру, на острове Сахалин нашёл применение аппаратно-программный комплекс биометрической идентификации человека по лицу — «АПК Визирь». Изначально это решение использовали правоохранительные органы в местах большого скопления людей: система распознаёт разыскиваемого в 97 случаях из 100. Она показала эффективность на футбольном стадионе «Петровский» в Санкт-Петербурге, где успешно распознавала фанатов с разрисованными, частично закрытыми шарфами лицами. В новых условиях её можно использовать для идентификации людей в медицинских масках. Буквально за одну ночь в удалённом режиме комплекс был перепрофилирован под поиск граждан, которые обязаны соблюдать строгую изоляцию. Теперь на Сахалине «АПК Визирь» подключён к базам Роспотребнадзора и за апрель помог выявить более 170 нарушителей карантина.

Другой способ контролировать перемещение горожан в условиях эпидемии основан на выдаче электронных пропусков — QR-кодов. В Нижнем Новгороде пропускную систему с их использованием запустили уже 28 марта, на две недели раньше Москвы. Заместитель председателя правительства Нижегород-ской области Олег Беркович признаётся, что сработать так оперативно удалось благодаря тому, что муниципалитет готовился к запуску «Карты жителя» — электронного ключа для получения банковских и государственных услуг. Помимо штрафных санкций для нарушителей в городе дей-ствует система мотивации, поощряющая самоизоляцию. За каждый оформленный пропуск и соблюдение установленных правил человек получает на свой счёт «Доброрубли» — баллы, которые после окончания карантина можно будет обменять на скидки в культурно-оздоровительных комплексах, театрах, музеях, на транспорте и т. д.

Чтобы отслеживать, насколько эффективно жители соблюдают режим самоизоляции, нижегородские власти внедрили индекс мобильно-сти. Он строится на основе больших данных, полученных от операторов сотовой связи: чем больше у одного человека подключений к разным базовым станциям мобильного оператора, тем выше его мобильность. Помимо этого, в городе ведётся патрулирование общественных пространств с помощью дронов МЧС. Если где-то беспилотник фиксирует большое скопление людей, туда направляют полицейские патрули, которые просят людей разойтись по домам. Олег Беркович подчеркнул, что большинство решений, запущенных в период карантина, можно будет трансформировать для «мирной жизни». К примеру, индекс мобильности поможет в планировании оптимальных маршрутов общественного транспорта.

Помощь медицинским работникам

Ещё до начала эпидемии группа «ЦРТ» запустила в Москве проект по автоматизации записи на приём к врачу. Чат-бот (программа-собеседник), построенный на технологиях синтеза и распознавания речи, может вести диалог с пациентами по телефону, освобождая сотрудников регистратуры или контакт-центра. Программа интегрирована с Единой медицинской информационно-аналитической системой (ЕМИАС) города Москвы, она распознаёт номер полиса и может обзванивать пациентов, напоминая о приёме. С началом эпидемии систему быстро «научили» консультировать граждан по вопросам, связанным с COVID-19. Она помогает с выдачей разовых пропусков, информирует о симптомах заболевания, объясняет, куда обратиться в той или иной ситуации. Чат-бот представляет собой облачное решение, и его можно оперативно запустить в других городах при наличии необходимой инфраструктуры.

Другое решение на базе технологий распознавания речи избавляет врачей от письменного заполнения медицинских документов. Доктора могут диктовать результаты осмотра вместо того, чтобы набивать их на клавиатуре компьютера, что, по оценкам Дмитрия Дырмовского, экономит около 30% времени врача. Этот проект группа «ЦРТ» выполняла для специалистов лучевой диагностики в Москве. Сейчас, в условиях пандемии, разработчики адаптируют систему для медиков, которые лечат пациентов с коронавирусом.

Информационная безопасность

Эпидемия коронавируса подтолкнула многие муниципалитеты быстрее внедрять цифровые технологии. Однако чем больше удобств и сервисов предоставляется жителям, тем больше возникает рисков для информационной безопасности. Новые каналы связи и протоколы передачи данных чреваты новыми уязвимостями. Появились и специфические риски, связанные с эпидемией. Сейчас злоумышленники массово рассылают людям фишинговые письма*, маскирующиеся под официальные запросы, связанные с COVID-19. Предприятия и организации столкнулись с проблемами из-за удалённой работы сотрудников. Исторически все корпоративные информационные системы строились как закрытый периметр. Но когда люди начали работать за пределами офиса, периметр исчез. Из-за этого серьёзно изменились требования к продуктам для защиты от киберрисков.

Пандемия на практике выявила сильные и слабые стороны цифровых средств коммуникации, их надёжность и безопасность. Очевидно, что общедоступные программы для конференц-связи не подходят для совещаний правительственного уровня или общения научных сотрудников оборонных предприятий, работающих в удалённом режиме. Появилась потребность в современных скоростных сервисах, защищённых от взлома. В связи с этим концерн «Автоматика» (Москва) вывел в гражданский сектор видеоконференц-связь, созданную для военных целей. Аппаратно-программная платформа IVA AVES S предназначена для организации видеоконференций с разрешением Full HD. Система даёт возможность демонстрировать презентации, обмениваться сообщениями и объёмными файлами, в том числе секретной и конфиденциальной информацией. Помимо совещаний, дискуссий и экспертиз, IVA AVES S может применяться для телемедицины, слушания дел в Верховном суде РФ в режиме удалённого присутствия осуждённых, видеомониторинга технологических процессов и т. д.

Участники сессии «Иннопром-онлайн» отметили, что нынешний кризис ускорит развитие «умных» городов. Предприятия и муниципалитеты, которые успели внедрить цифровые технологии до начала эпидемии, оказались в лучшем положении. Программные решения быстро адаптируются к новой реальности, но узким местом оказалась имеющаяся инфраструктура — недостаток компьютеров, серверных мощностей, сетей, видеокамер. Большинство экспертов полагают, что после эпидемии значительно вырастет количество дистанционных коммуникаций. В городах разовьётся удалённая работа с потребителями энергоресурсов и госуслуг. При этом как никогда станут востребованными решения, связанные с защитой информации.

Комментарии к статье

* Фишинг — вид интернет-мошенничества с целью получить доступ к конфиденциальным данным, аккаунтам и банковским счетам пользователей.

Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее