АММОНИТЫ - ЖИТЕЛИ МЕЗОЗОЙСКИХ МОРЕЙ

Кандидат геолого-минералогических наук П. Александров

Аммонит, найденный в Германии близ города Мюнстера, его диаметр - около 1,5 метра.
Аммониту, на раковине которого хорошо виден слой перламутра, около 150 миллионов лет. Найден он в Нижегородской области.
Эта раковина хранится в одном из музеев в Соединенных Штатах Америки.

У нас дома хранится древняя раковина, о происхождении которой я ничего не знаю. Мой старший брат считает, что это аммонит. Расскажите об аммонитах.

Михаил Соломатин (г. Нижний Новгород).

Многие ученые считают, что из всего разнообразия видов животных, населявших нашу планету десятки миллионов лет назад, до нашего времени дошло в виде окаменелостей не более одного процента. Аммониты - из их числа. Широкое распространение они получили 480-445 миллионов лет назад. Как предполагают ученые, это были хищные обитатели нормально соленых морей. Аммониты полностью вымерли примерно 65 миллионов лет назад.

Впервые остатки этих животных были обнаружены в Древней Греции у храма бога Солнца Аммона, по имени которого они и названы. Коллекции аммонитов можно встретить во многих музеях мира. Самый крупный экземпляр найден в 1895 году в Германии, недалеко от города Мюнстера. Диаметр этого "монстра" - 1,5 метра, вес - около 3,5 тонны.

#1#

#2#

#3#

Весной, когда тает снег и вскрываются ото льда реки, можно отправиться на поиски аммонитов. Весенние дожди и временные потоки размывают берега оврагов, обнажая новые свидетельства геологической истории Земли. Центральная Россия богата окаменелостями. Особенно много их в Подмосковье, в Рязанской, Ярославской и Нижегородской областях. Здесь по берегам рек можно собрать интересную коллекцию аммонитов, на раковинах которых прекрасно сохранился перламутровый слой.

Древние раковины встречаются и в карьерах цементных и кирпичных заводов, использующих в качестве сырья черную глину юрского периода.

Разнообразны аммониты Крыма, Казахстана и Средней Азии. Однако ежегодно тысячи великолепных образцов безвозвратно разрушаются эрозией, смываются в реки и превращаются в цемент на заводах.

Каждый спасенный от уничтожения аммонит - доброе дело коллекционера и ученого.

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»