ЗОЛОТО ТУВЫ

Прошлый летний полевой сезон российско-германских археологических раскопок в Туве ознаменовался редчайшей находкой, уже получившей название "Тувинское золото". Золотой клад, найденный в захоронении скифского времени в Туве, - первый большой успех совместного российско-германского научного проекта. Со стороны России в нем участвует Центрально-Азиатская археологическая экспедиция, созданная на базе Санкт-Петербургского филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия (Министерства культуры РФ) и Российской академии наук. Зарубежный партнер - Евроазиатский отдел Германского археологического института (он осуществляет полное финансирование проекта). Руководили раскопками - начальник Центрально-Азиатской экспедиции Константин Владимирович Чугунов, профессор Герман Парцингер и доктор Анатолий Наглер.

Погребальная камера с останками погребенных. (Фото К. Чугунова.)
Так выглядит часть золотых изделий, украшавших похороненную пару, которая явно принадлежала к верхушке кочевой знати эпохи скифов. (Фото В. Теребенина, Эрмитаж.)

Клад найден в кургане Аржан-2, расположенном в Турано-Уюкской котловине отрогов Западных Саян, на севере Республики Тува, при исследовании непотревоженного захоронения. Степь в окрестностях поселка Аржан издавна привлекала внимание археологов - здесь сосредоточены наиболее крупные курганы эпохи ранних кочевников. Местные жители называют это место "Долина царей". Первые исследования в долине начались еще в 1916 году, когда археолог А. В. Адрианов раскопал здесь первый курган. Наибольший научный резонанс получили раскопки кургана Аржан, произведенные уже в 1971-1974 годах под руководством известного ленинградского ученого М. П. Грязнова и тувинского археолога Монгуша Маннай-Оола. Материалы, полученные при исследовании этого колоссального по размерам памятника (диаметр наземного сооружения 120 метров, высота - 3-4 метра), позволили по-новому взглянуть не только на многие вопросы археологии скифского периода Центрально-Азиатского и Южно-Сибирского регионов, но и на происхождение культур скифского типа во всей степной Евразии.

Однако, несмотря на обилие захоронений, все могилы в курганах "Долины царей" были разграблены еще в древности, об их богатстве можно только догадываться.

Для раскопок российско-германская экспедиция выбрала курган Аржан-2 (диаметр его наземного сооружения равен 80 метрам при высоте 2 метра). Он был сильно разрушен при строительстве автодороги еще в 60-70-е годы, что, по сути, и обусловило выбор. Впервые курган обследовали в 1998 году, тогда же был сделан подробный план памятника, а специалисты из Германии произвели геофизическую съемку площадки вокруг него. Она выявила более двухсот ритуальных кольцевых выкладок-захоронений, окружающих курган. В 2000 году, проведя первые рекогносцировочные раскопки на площади самого кургана и исследовав часть кольцевых выкладок рядом с ним, ученые выбрали оптимальный подход к исследованию этого неординарного памятника.

Раскопки 2001 года, начатые в мае, продолжались до конца июля. Была исследована примерно четвертая часть наземного сооружения, представляющего собой круговую постройку из плитняка (с использованием глины), имеющую ограду, облицованную вертикально уложенными плитами. Многие особенности этой довольно сложной конструкции еще предстоит выяснить. Но самым неожиданным в этом сезоне стало открытие непотревоженного захоронения (конца VI - начала V века до н. э.), принадлежавшего представителям кочевой знати.

Погребение было совершено в глубокой квадратной яме. На дне ее находилась погребальная камера - сруб с двойными стенами из бревен сибирской лиственницы. Дерево прекрасно сохранилось, археологам удалось зафиксировать все конструктивные особенности сооружения. На тщательно обработанном полу лежали останки погребенных - мужчины и женщины. Их погребальная поза - на левом боку, с согнутыми в коленях ногами, головой на северо-запад - характерна для памятников скифского времени Тувы. Богатство погребального наряда и вещей, сопровождающих в потусторонний мир покойников, говорит о том, что они принадлежали к элите кочевой знати.

#1#

Оба погребенных были одеты в костюмы, украшенные золотыми нашивными бляшками, изображавшими хищника из рода кошачьих. Всего таких бляшек около пяти тысяч. По их расположению удалось "прочитать" узор, образуемый ими на одежде. Головные уборы украшены золотыми пластинами в виде лошадей, оленей, барсов. Женский головной убор венчали золотые шпильки с гравировками в зверином стиле и навершиями, одно из которых представляет собой фигурку стоящего оленя. В области шеи и на груди найдены серьги, многочисленные подвески и бусы из золота, бирюзы, сердолика и даже янтаря.

#2#

На шее мужчины лежала массивная золотая гривна - символ власти. Штаны расшиты мельчайшим золотым бисером, голенища сапог обтянуты золотым листом. Перед лицами покойных уложены бронзовые зеркала. По углам погребальной камеры на вертикально установленных шестах был развешан "сопроводи тельный" инвентарь. Ближе к женщине висели золотая пектораль, кожаные сосуды с зерном, стояли деревянный ковш, бронзовая и каменные курильницы. Рядом с мужчиной висел парадный пояс, на портупее которого закреплены лук с колчаном и боевой клевец. Надо отметить, что все оружие в погребении сделано из железа, которое здесь только начало входить в обиход, а потому стоило дороже золота. Короткий меч-акинак, ножи, клевец и даже наконечники стрел украшены золотом, что было для тех времен новацией. Но сохранность этих находок такова, что оценить убранство оружия удастся только после продолжительной и тщательной реставрации.

Замечу кстати: в рядовых курганах этого же времени мы находили лишь бронзовое оружие.

После научной обработки и реставрации полученного материала (а это поручено Государственному Эрмитажу) все находки должны вернуться в Туву, в город Кызыл, где заканчивается строительство нового музея. Кроме того, Министерство культуры Республики Тува планирует создать здесь историко-культурный заповедник и музей под открытым небом.

В наступившем году археологические раскопки на кургане Аржан-2 будут продолжены.


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее