Гравитационные волны с морского дна

По информации пресс-службы МГУ им. М. В. Ломоносова

Механизм возникновения цунами до конца ещё не понят, и специалисты продолжают его изучать.

Взаимное расположение эпицентров катастрофического землетрясения и главного афтершока 11 марта 2011 года у берегов Японии (обозначены звёздочками) и подводные обсерватории DONET, анализ записей которых позволил открыть новое явление (чёрные треугольники). GPS-станции, использовавшиеся при восстановлении картины движения дна, обозначены красными квадратами. На врезке показан рельеф дна в районе системы DONET. Буквы и цифры на врезке отвечают названиям обсерваторий. Рисунок: Михаил Носов/МГУ.

Сотрудники кафедры физики моря и вод суши физического факультета МГУ совместно с коллегами из Японского агентства морских и наземных исследований и технологий (JAMSTEC) и Университета Кагавы (Япония) в ходе исследований обнаружили новое явление — свободные гравитационные волны, возбуждаемые в океане пробегающими по дну сейсмическими поверхностными волнами. Эффект открыли благодаря анализу записей, полученных сетью глубоководных обсерваторий DONET во время катастрофического землетрясения и цунами 11 марта 2011 года у берегов Японии...