ХОТИТЕ СТАТЬ БИОЛОГОМ?

Всероссийская заочная многопредметная школа - Открытый лицей ВЗМШ при МГУ им. М. В. Ломоносова объявляет очередной, 31-й набор на Биологическое отделение. Зачисление проводится на конкурсной основе по результатам вступительной работы. В конкурсе могут принять участие школьники, которые в этом учебном году занимаются в 8-м или 9-м классе, независимо от места проживания. ВЗМШ высылает учащимся пособия и задания по разным разделам биологии и проверяет их работы. Обучение для восьмиклассников длится 3 года, для девятиклассников - 2 года. Вступительное задание Биологического отделения ОЛ ВЗМШ

Комары действительно предпочитают некоторых людей. Почему?
Красные колобусы выискивают друг у друга блох - это одна из форм защиты от паразитов. Снимок сделан на острове Занзибар.

1. Как животные защищаются от паразитов? Постарайтесь предложить как можно больше разных способов.

2. Многие растения и животные обитают на поверхности тел других растений или животных, но не поедают хозяев. В чем могут состоять преимущества такого образа жизни для "поселенца"? А для хозяина? По возможности подтвердите ваши соображения конкретны ми примерами.

3. Каждую зиму на пруды одного греческого фермера, разводящего форель, прилетают утки и, взмучивая и загрязняя воду, вредят поголовью рыб. Возмущенный фермер решил пожаловаться в посольство страны, откуда эти утки прилетают. Предложите как можно больше способов, с помощью которых он мог бы определить родину уток.

4. Дети на даче ведут разговор:

- Ты заметил, маму комары почти не кусают, а папа жалуется на них каждый день и действительно ходит весь в волдырях!

- Не только заметил, но и придумал несколько причин этого различия. Теперь нужно решить, как проверить разные варианты...

А какие объяснения и способы их проверки можете предложить вы?

5. Какие свойства микроорганизмов можно изучать без микроскопа?

6. "Головокружение случается от голода, при резком подъеме или спуске, в горах, от кружения на карусели, от потери крови, у беременных и, наконец, от успехов. Это хороший пример того, как разные воздействия запускают один и тот же физиологический механизм", - считает физиолог доктор Литвинус. Согласны ли вы с доктором? Чтобы аргументировать ваше мнение, объясните, каковы физиологические механизмы головокружения в каждом из указанных случаев.

7. Опишите возможные механизмы действия противоядий (веществ, которые вводятся в организм, чтобы свести к минимуму негативные последствия отравления тем или иным ядом).

(Во вступительном задании использованы материалы Биологической олимпиады школьников МГУ.)

В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе, и собственные идеи. Просим для сведений, почерпнутых из книг, приводить ссылки на источники.

Учащимся 8-х классов необходимо решить задачи 1-5, девятиклассникам - задачи 3-7.

Работу следует выполнить на русском языке в тетради; на обложке укажите свою фамилию, имя, отчество, полный домашний адрес с индексом, номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и заполненным адресом (для отправки вам решения приемной комиссии).
Работа должна быть отправлена не позднее 30 апреля 2004 г. Наш адрес: 119234, Москва, Воробьевы горы, МГУ, ОЛ ВЗМШ-Биология, конкурс.


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Абитуриенту -- на заметку»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее