Тропические птицы на Байкале

Палеонтологические данные свидетельствуют, что в тёплые эры температура от широты к широте менялась намного слабее, чем в ледниковую эпоху, в которую мы сейчас живём. О том, что в Сибири на широте 53 градуса (с. ш.) 16—18 млн лет назад было очень тепло, говорит и находка на берегу озера Байкал остатков ископаемой тропической птицы — бородастика, сделанная сотрудниками Палеонтологического института РАН (ПИН РАН) во время летней экспедиции. Найденные остатки — фрагменты коракоида*, плечевой и локтевой костей — отнесены к ископаемому роду Capitonides, описанному ранее по находкам из миоцена Центральной Европы. Эти птицы крайне редко встречаются в ископаемой летописи: на сегодняшний день находки бородастиков единичны.

Фрагменты костей ископаемого бородастика Capitonides sp. из Тагая. Рисунок из статьи: Volkova N. V. // Journal of Ornithology, 2019.
Карта современного распространения семейства бородастиковых (обозначено чёрным цветом). Звёздочками отмечены места находок ископаемых форм. Крупная звёздочка — местонахождение Тагай на Байкале. Рисунок из статьи: Volkova N. V. // Journal of Ornithology, 2019.

Современные бородастики — птицы из отряда дятлообразных, близкие родственники туканов — небольшие ярко окрашенные птицы, живут в тропических лесах Африки, Азии и Южной Америки.

По словам автора исследования, научного сотрудника ПИН РАН Натальи Волковой, находка на Байкале совершенно неожиданная, ведь это первые ископаемые бородастики, найденные на территории Азии. До этого были известны лишь единичные находки из Европы и Северной Америки.

Палеонтологам предстоит выяснить систематическое положение ископаемых форм и определить их родство с современными таксонами, что непросто из-за большой фрагментированности ископаемого материала.

Бородастик с берегов Байкала жил в конце раннего — начале среднего миоцена одновременно с бородастиками Европы и Северной Америки. В то время на месте Байкала располагались мелкие тёплые озёра, по берегам которых бродили носороги и примитивные лошади — анхитерии; там же обитали экзотические для Северной Евразии и Северной Америки птицы — например попугаи. Остатки первого попугая из Восточной Сибири сотрудники ПИН РАН нашли в том же местонахождении на берегу Байкала несколько лет назад.

Богатые материалы по всем группам позвоночных животных, собранные на Байкале в ходе многолетних работ, принесут ещё много открытий, считают палеонтологи.

По информации пресс-службы Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН.

* Коракоид — парная кость, входящая в состав первичного (не образованного кожными окостенениями) плечевого пояса позвоночных. Находится ниже места присоединения конечности.