Как люди заселяли Америку?

Кандидат биологических наук Надежда Маркина

Из всех обжитых современным человеком частей света Америка была заселена в последнюю очередь. Представление о том, что люди попали в Северную Америку из Сибири через Берингийский перешеек, некогда соединявший континенты, появилось ещё в 30-х годах прошлого века и сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Доказательства сибирского происхождения коренных американцев обнаружены в находках антропологов и археологов, а в последние десятилетия они подкреплены генетическими исследованиями.

Реконструкция истории коренного населения Америки. Толстой фиолетовой стрелкой отмечена основная волна миграции из Сибири через Берингию, от которой отделились атапаски и северные америнды (индейцы), а остальная её часть привела к южным америндам (индейцам). Тонкими жёлтыми стрелками показан генетический поток мигрирующей популяции от сибирских палеолитических охотников-собирателей и гипотетический «австралийский» поток генов через Алеутские острова. Тонкой зелёной стрелкой обозначено направление миграции, от которой произошли палеоэскимосы и современные инуиты. Рисунок из статьи Raghavan et al // Nature — 2015 — V. 505, P. 87—91.
Характерные желобчатые кремневые наконечники культуры Кловис. Фото: Smithsonian Institution.
Два пути заселения Северной Америки: межледниковый коридор Маккензи (красная стрелка) и вдоль тихоокеанского побережья (оранжевая стрелка). Звёздочками обозначены места взятия образцов грунта для изотопного анализа. Рисунок из статьи Lesnek et al. // Science Advances 2018 — V. 4, № 5, DOI:0.1126/sciadv.aar5040.
Предположительные пути миграции по Северной Америке. Жёлтыми точками отмечены места археологических находок, датируемых 13—10 тыс. лет назад, красными — археологические находки старше 13 тыс. лет. Чёрные квадраты — места находок геологических и/или биологических образцов, которые свидетельствуют о существовании свободного ото льда коридора. Рисунок из статьи Potter et al. // Science Advances 08 Aug. 2018: V. 4, № 8, DOI: 10.1126/sciadv.aat5473.
Картина перемещения групп людей по североамериканскому континенту, предложенная Сергеем Васильевым: 1 — миграционный путь из Берингии вдоль тихо-океанского побережья; 2 — миграционный путь на юго-восток по коридору Маккензи; 3 — распространение культуры Кловис по Северной Америке; 4 — проникновение древних людей в Южную Америку; 5 — обратные миграции в Берингию. Рисунок из книги: С. А. Васильев, Ю. Е. Березкин. Заселение человеком Нового Света: опыт междисциплинарного исследования. СПб.: Нестор-история, 2015. С. 561.

Но как именно происходила миграция из Сибири в Америку? Ответ на этот вопрос ищут как археологи, так и генетики, у которых появилась чудесная возможность исследовать не только современную, но и древнюю ДНК из костных останков.

Прочтение генома мальчика с палеолитической стоянки Мальта, близ озера Байкал, возрастом 24 тыс. лет стало важным генетическим доказательством сибирского происхождения коренных американцев. В исследовании участвовали российские генетики (кости находились в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге), а результаты опубликованы в 2015 году в журнале «Nature». Оказалось, что по генетическому профилю палеолитический сибирский мальчик близок к современным американским индейцам. Для образца взяли популяцию индейцев каритиана, проживающих в Бразилии, в штате Рондония. Подсчёт показал, что 42% генов в их генофонде происходит от той палеолитической популяции, к которой принадлежал мальчик из Мальты.

Но у американских индейцев был обнаружен и генетический след из Западной Евразии, происхождение которого не совсем ясно. Авторы статьи выдвинули гипотезу, что популяции, родственные современным западным евразийцам, в прошлом были распространены вплоть до Сибири и именно эта древняя линия влилась в генофонд современных индейцев. Западноевразийский генетический след у американских индейцев имеет древнее происхождение, а не получен от европейской колонизации Америки в XV—XVI веках.

Когда люди заселили Америку

Берингийский перешеек — мост, связывавший два континента, — существовал в период от 27 до 11—10 тыс. лет назад, и, таким образом, перейти по нему люди могли только в этом интервале времени. Что касается нижней границы, то с помощью палеоклиматической и палеоботанической реконструкции учёные вычислили, что это не могло случиться раньше, чем 23 тыс. лет назад (то есть после пика оледенения, произошедшего 26 тыс. лет назад).

О верхней границе можно судить по археологическим находкам на территории Америки. Долгое время самыми древними считались артефакты культуры Кловис1 — характерные кремневые наконечники возрастом от 13,5 тыс. лет. Генетики прочитали геном палеоиндейца культуры Кловис, использовав образец Анзик-1 возрастом 12 600 лет. Но затем в разных частях Северной Америки нашли более древние археологические памятники возрастом не менее 14 тыс. лет, а древнейшие достоверные следы обитания человека на Аляске (нижний культурный слой стоянки Свон Пойнт — Swan Point Archeological Site — археологический объект в восточной части центральной Аляски, на реке Танана) датируются временем 14,8—14,7 тыс. лет назад. Ещё более удивительно, что артефакты, датируемые 14 тыс. лет назад (каменные орудия и останки плейстоценовых животных), были найдены в Южной Америке — на территории современных Аргентины и Чили. Как получилось, что люди так быстро добрались до Южной Америки, остаётся загадкой.

Сколько длилась остановка в Берингии?

Существуют разные точки зрения на то, сколько времени провели переселенцы в Берингии, прежде чем вступили, собственно, на землю Северной Америки. В этой части суши, связывающей два континента, в то время было полно промысловых животных. Хотя мамонта человек здесь уже не застал, он охотился на бизона, северного и благородного оленя и других копытных. Поэтому появилась гипотеза, что люди в таких благоприятных условиях остановились в Берингии на срок от 15 до 8—9 тыс. лет, прежде чем начали осваивать новый континент.

Эта гипотеза проверялась в нескольких исследованиях. Так, в 2015 году в журнале «Science» была опубликована статья коллектива под руководством известного палеогенетика Эске Виллерслева из Копенгагенского университета с участием российских специалистов из Москвы, Новосибирска, Кемерово, Уфы, Якутска, Магадана. Генетики секвенировали 23 древних образца ДНК, собранных на территории Америки, возрастом от 6000 до 200 лет, а также современные геномы американских индейцев и геномы популяций из Сибири и Океании. В результате они отвергли самый длительный срок берингийской остановки — 15 тыс. лет и предположили, что время «инкубации» исходной популяции, потомки которой двинулись завоёвывать Америку, составляло не более 8 тыс. лет. Кроме того, эта исходная популяция могла проживать не в Берингии, а ещё в Сибири.

В другой статье, вышедшей в 2018 году в журнале «European Journal of Human Genetics» (также с участием российских специалистов), авторы проанализировали данные по мужским Y-хромосомам у американских индейцев и народов Сибири. Их цель состояла в том, чтобы найти Y-хромосомные варианты, присущие коренным американцам, и посмотреть на их распределение в современных популяциях Евразии — то есть проследить конкретные генетические ниточки, связывающие Сибирь и Америку. Эти американские варианты относятся к ветвям двух гаплогрупп2 Y-хромосомы — Q1 и С2. Генетики давно знали, что данные гаплогруппы перемахнули в Западное полушарие, но вот какие именно веточки дали начало палеоиндейцам, нужно было уточнить.

Выяснилось, что от Сибири до Америки «добрались» немногие варианты. Так, из гаплогруппы С2 первоначально (на территории Евразии) возникло восемь ветвей; в Берингию мигрировали три, а Америки достигла одна. Из десяти ветвей гаплогруппы Q1 в Берингии оказались три, а на американском континенте — две. Причём время расхождения предковых гаплогрупп палеоиндейцев и их сибирских родственных линий лежит в рамках от 17,2 до 14,3 тыс. лет назад. И произошло это разделение в более низких широтах. То есть гипотеза длительной «берингийской остановки» не подтвердилась: если люди и останавливались в Берингии, то ненадолго.

Сколько было миграций?

Некоторые специалисты считают, что люди мигрировали на американский континент не одной, а несколькими волнами. Среди коренных жителей Америки различают америндов (так называют в американской литературе почти всех индейцев) и атапасков (другая группа коренных народов, сегодня населяющая запад США и Канады). Эти группы говорят на языках разных лингвистических семей.

Есть мнение, что атапаски (носители языков на-дене) происходят от второй волны миграции в Америку. А от третьей волны происходят эскимосы — коренной народ, живущий на Аляске, на севере Канады и в Гренландии. Этот вопрос исследовался в упомянутой работе Виллерслева, где генетики вычислили молекулярные датировки событий отделения америндов и атапасков от популяций Восточной Азии и Сибири. Оказалось, что датировки этих событий для основных групп американских индейцев совпадают, а следовательно, они уходят корнями в одну и ту же популяцию. То есть америнды и атапаски — потомки одной миграционной волны. А вот предки эскимосов, по-видимому, мигрировали позже основного потока.

«Австралийский» след

Надо сказать, что общепринятую картину колонизации Америки — переход из Сибири через Берингию на Аляску и постепенное продвижение с северного американского континента на южный — «портят» некоторые антропологические данные. Часть скелетов палеоамериканцев, особенно черепа, по ряду черт отличаются от скелетов современных американских индейцев и тяготеют к населению Австралии, Меланезии и островов Юго-Восточной Азии. Однако морфологические признаки слишком немногочисленны, чтобы полноценно реконструировать прошлые события.

Генетический след не сибирской природы обнаружен в исследовании под руководством известного палеогенетика Дэвида Райха (Гарвардский университет, США), его результаты опубликованы в 2015 году в журнале «Nature». В геномах индейцев (суруи, каритиана и ксаванте), живущих на территории Бразилии в бассейне Амазонки, неожиданно нашли предковый компонент, генетически близкий к народу онге с Андаманских островов близ Индии, папуасам, меланезийцам и австралийским аборигенам. Для краткости его назвали «австралийским». Этот «австралийский» след не найден в популяциях индейцев Центральной Америки (пима, михе), нет его также и в древней ДНК палеоиндейца Анзик-1.

Учёные предположили существование гипотетической популяции, которую они назвали «популяция Y» (от Ypykuerra, что означает «предок» на языке тупи, на котором говорят индейцы суруи и каритиана). По их гипотезе эта популяция с «австралийскими» корнями смешалась с группой первых американцев, мигрировавших из Сибири, и в таком смешанном виде дошла до амазонских индейцев. Вероятно, она может объяснить и антропологический парадокс, о котором упоминалось выше: морфологические черты сходства некоторых первых американцев с австралийцами. Правда, вопрос о том, когда и как эти «люди Y» достигли Южной Америки, остаётся открытым. Для его решения, а также для того, чтобы точнее определить природу этой загадочной популяции, нужно исследовать больше геномов современных индейцев и древних геномов с территории Бразилии.

Интересно, что тот же «австралийский» генетический след у некоторых южноамериканских индейцев обнаружила и группа под руководством Виллерслева. Этот слабый сигнал потока генов от групп, родственных современным жителям Восточной Азии, Австралии и Меланезии (папуасы, жители Соломоновых островов и охотники-собиратели Юго-Восточной Азии), свидетельствует в пользу интригующего сценария дальней связи популяций Старого Света и Нового Света после их разделения. Генетики не могут точно сказать, как и когда происходил этот перенос генов, но есть вероятность, что его передавали жители Алеутских островов.

Таким образом, предполагается перенос генов вокруг всего Тихого океана — сначала от австрало-меланезийцев на север вдоль тихоокеанского побережья Евразии, потом через цепь Алеутских островов в Северную Америку и далее миграция по тихоокеанскому побережью до Южной Америки.

Маршруты расселения по Северной Америке

Следующий вопрос: как первые переселенцы из Берингии в Северную Америку продвигались на юг континента? Хотя ледниковый период в то время уже миновал свой максимум, основная часть Северной Америки была покрыта льдом. Лёд покрывал сушу в виде двух щитов — Кордильерского и Лаврентийского, между которыми примерно 14—15 тыс. лет назад открылся свободный ото льда коридор. Постепенно этот коридор покрывался растительностью и привлекал животных, в нём возникли условия для проживания человека. По мнению большинства исследователей, межледниковый коридор, получивший название Маккензи, и стал основным путём миграции первых американцев на юг.

Но существует и второй путь, западный — по тихоокеанскому побережью. К сожалению, этот путь был затоплен пост-ледниковым поднятием уровня Мирового океана, и большая часть стоянок сейчас находится на морском дне. Радиоизотопный анализ донных отложений показал, что примерно 17 тыс. лет назад началась деградация Кордильерского щита. Значит, 16 тыс. лет назад, когда, предположительно, началось продвижение американских поселенцев в глубь континента, побережье было уже свободно ото льда. Так что люди могли двигаться параллельно по обоим маршрутам: межледниковому коридору Маккензи и вдоль побережья. Анализы изотопов углерода в костях животных, которые были найдены вдоль побережья, показали, что к этому времени наземные и морские экосистемы уже были достаточно разнообразны, чтобы обеспечить пропитание людей.

На этом исследования путей расселения не закончились. Учёным очень хотелось поставить точку в проблеме выбора маршрута, по которому происходила колонизация Северной Америки. В 2018 году в журнале «Science Advances» вышла статья с подробным обзором всех данных по этой проблеме. Археологические свидетельства миграции людей по тихоокеанскому побережью не сохранились из-за поднятия уровня океана. Археологам достались только более поздние артефакты: раковинные кучи, следы рыболовства и черешковые наконечники на островах Ченнел возрастом 12—13 тыс. лет (в то время острова были частью суши). Что касается коридора Маккензи, то в нём были найдены следы жизнедеятельности человека (скопление разделанных костей), а в южной его части — следы культуры Кловис. Авторы изучили археологические сайты не только Северной Америки, но и Сибири, а также собрали имеющиеся результаты изотопных анализов и всех генетических исследований, относящихся к палеоамериканцам. Но и по всей совокупности данных они не смогли сделать выбор между двумя путями продвижения на юг. Так что, по всей вероятности, люди использовали оба маршрута — по коридору Маккензи и вдоль побережья Тихого океана.

Наконец, М. Педерсен с коллегами подробно изучили историю изменений природной среды в межледниковом коридоре, чтобы точно установить, когда он стал пригодным для жизни человека. Для этого они использовали радиоуглеродные датировки, исследовали животные и растительные окаменелости в осадках, а также пыльцу и провели метагеномный анализ — то есть изучили всю совокупную ДНК в осадках. Оказалось, что, хотя ледяные щиты отступили от коридора Маккензи 15—14 тыс. лет назад, ещё примерно две тысячи лет он находился под водой и был недоступен для наземных растений и сухопутных животных. Лишь 12,5 тыс. лет назад в нём начала развиваться наземная биота; следовательно, только после этого он мог стать пригодным для миграций человека. По мере того как тундровая растительность сменялась лесной и степной, изменялась и фауна, появлялись условия для обитания крупных животных, таких как бизон, на которых можно было охотиться. По-видимому, самые первые американские поселенцы продвигались на юг вдоль побережья, а коридор Маккензи открылся позже.

Российский археолог Сергей Васильев, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, соавтор монографии3 об истории заселения Америки, полагает, что картина перемещения групп людей по североамериканскому континенту ещё более сложная. Хотя соглашается, что по тихоокеанскому побережью миграция проходила раньше, чем по коридору Маккензи. При этом последний был коридором с двусторонним движением: палеоиндейцы шли по нему не только с северо-запада на юго-восток, но впоследствии и обратно, двигаясь за стадами бизонов. К такому выводу его подтолкнули находки характерных желобчатых кремневых наконечников (культуры Кловис) на Аляске (см. фото на с. 66). Сергей Васильев предполагает, что эта обратная миграция доходила и до Берингии. Таким образом, скорее всего, была не единая миграционная волна из Берингии, направленная с северо-запада на юго-восток, а несколько разновременных и разнонаправленных миграций. На юго-востоке Северной Америки возникла культура Кловис, распространившаяся затем в северном и западном направлениях по всему континенту. Наконец, в финале плейстоцена происходила обратная миграция группы палеоиндейцев на север — по коридору Маккензи в Берингию. Однако все эти представления основаны на крайне ограниченном материале, не сопоставимом с тем, что имеется в Евразии.

1 Культура Кловис — археологическая культура каменного века, распространённая на территории Северной и Центральной Америки. Её начало связывают с концом последнего ледникового периода, а конец — с началом похолодания (поздний дриас) и массового вымирания фауны в Северной Америке. Распространение этой культуры датируется 9500—9000 годами до н. э.

2 Гаплогруппой называют группу схожих генетических вариаций, которые несут мутацию, возникшую у их общего предка.

3 С. А. Васильев, Ю. Е. Берёзкин, А. Г. Козинцев, И. И. Пейрос, С. Б. Слободин, А. В. Табарев. Заселение человеком Нового Света: опыт междисциплинарного исследования. СПб.: Нестор-история, 2015.

Другие статьи из рубрики «Гипотезы, предположения, факты»