Конфликтовать или кооперироваться?

Татьяна Зимина

Люди разных поколений — 1967—1984 и 1985—2000 годов рождения — по-разному выстраивают взаимоотношения — такой вывод сделали психологи МГУ им. М. В. Ломоносова. Для исследования были отобраны 62 респондента от 19 до 49 лет, то есть те, кто сейчас наиболее социально активен. Первое поколение условно обозначили буквой Х, второе — буквой Y. Исследователи выясняли, что принимают за основу отношений представители этих поколений — конкуренцию или кооперацию. Чтобы понять это, психологи решили использовать восприятие людьми разных поколений одних и тех же художественных фильмов, то есть их трактовку. Выбрали два фильма: «Семнадцать мгновений весны», популярный у поколения Х и известный поколению Y, и серию фильмов о Гарри Поттере, популярную у поколения Y и известную поколению Х. Кроме того, в обоих фильмах есть несколько сюжетных линий, которые отражают как стратегию конкуренции, так и стратегию кооперации. Участники опроса должны были выполнить два задания: назвать и описать главных героев данных фильмов и описать взаимоотношения их героев. После сбора данных сотрудники психологического факультета МГУ провели анализ ответов, чтобы выделить в них индикаторы стратегий кооперации и конкуренции. Такими индикаторами для понятия «кооперация» были слова дружба, помогает, спасает, совместная цель, придут на помощь, союзники и т. д.; для понятия «конкуренция» использование слов враг, вражда, конфликт, противостояние, борьба, интриги, охотится, мстить и др. О стратегии межличностных отношений респондентов судили по относительной частоте встречаемости тех или иных слов в их ответах. В целом у поколения Х наиболее часто встречались слова категории «конкуренция», а у поколения Y — «кооперация». То есть люди этих двух поколений по-разному интерпретируют одно и то же культурное содержание — в данном случае содержание фильмов.

Фильм «Семнадцать мгновений весны» был выбран психологами как отвечающий критериям методики исследования.

Исследователи предположили, что на формирование ценностей и установок существенно влияют исторические события, которые тому или иному поколению пришлось пережить. Например, на поколение Х мог повлиять распад СССР и переход к рыночной экономике с её ценностями индивидуализма и конкуренции. А вот на поколение Y повлияли бурное развитие социальных сетей и популяризация интернет-общения. Правда, психологи допускают и другое объяснение: молодому возрасту (в данном случае поколению Y) свойственна установка на кооперацию, которая в более зрелом возрасте сменяется установкой на конкуренцию.

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее