Иммунный ответ в луче лазера

Татьяна Зимина

Для борьбы с любой инфекцией у человека есть защитная система — его иммунитет. Стоит инфекционным агентам попасть в наш организм, его иммунная система распознаёт их и атакует. Но иногда организм бурно реагирует на безвредные для него вещества, и у человека возникают аллергические реакции. Нередки и более серьёзные нарушения иммунной системы — аутоиммунные заболевания и иммунодефициты. Чаще всего эти заболевания распознают, когда они уже себя проявляют клинически, ведь для их ранней диагностики необходимо делать сложные и дорогие биохимические исследования, которые обычно не проводят при диспансеризации.

Сотрудники Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) предложили простой и недорогой метод выявления иммунных нарушений. Иммунный ответ нашего организма сопровождается образованием белков иммуноглобулинов. Эти белки находятся не только в крови, но и в других биологических жидкостях, в частности в слюне. При активации иммунной системы белковые молекулы соединяются между собой, образуя комплексы, то есть становятся больше. Именно это свойство макромолекул решили использовать специалисты СПбПУ для определения активности иммунной системы. Они обратились к методу динамического рассеяния света (другое название — фотонная корреляционная спектроскопия). Этот метод ранее уже зарекомендовал себя в качестве инструмента для изучения поведения белков и нуклеиновых кислот в жидкости, их размера и формы, и взаимодействия белков с небольшими молекулами. Суть метода состоит в следующем. На образце биологической жидкости фокусируют лазерный луч. Находящиеся в жидкости белковые частицы рассеивают свет, при этом меняется его интенсивность. Анализируя, как во времени меняется интенсивность рассеянного света, можно определить, какого размера частички находятся в жидкости, а значит, выявить, как организм того или иного человека реагирует на чужеродные белки (бактерий, вирусов), и диагностировать иммунные заболевания.

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов»