Cкрыты за створами киота

Доктор искусствоведения Татьяна Кольцова (г. Архангельск)

Деревянные резные иконы Русского Севера — редкое и самобытное явление. На Севере всегда умели и любили работать с деревом. И это неудивительно, учитывая большие северные лесные массивы с прекрасной древесиной сосны, ели, берёзы. В документах ХVII—ХIХ веков скульптурные изображения именуются «резными образами». Наряду с живописными образами, их воспринимали как иконы для моления. Скульптуру помещали в киот, имевший, как правило, прямоугольную форму, напоминающую икону. Наиболее древние киоты дополнены закрывающимися створами.

Святитель Николай Чудотворец в киоте со створами. Конец ХVI века. Из Никольской церкви села Волосово Каргопольского района. Собрание Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Первая коллекция деревянной скульптуры Русского Севера была скомплектована в начале ХХ века в Архангельском епархиальном древлехранилище. В 1920—1930-е годы в краеведческие музеи Архангельска, Каргополя и Яренска поступили резные иконы из закрывшихся церквей. Музейные экспедиции 1960—1980-х годов значительно расширили Архангельское собрание резных икон...

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее