Сжигающая без огня

Кандидат биологических наук Анна Демидова, Григорий Ерёмкин. Фото авторов

В горных ущельях Кавказских гор, тенистых и прохладных, среди роскошных зелёных пейзажей когда-то снимали фильмы-сказки. Деревья, густо покрытые мхами, создавали естественные декорации... Теперь среди зелени во многих местах — серые безжизненные проплешины. Это погибшие самшиты. Лишь кое-где остались живые деревца. Их тёмно-зелёная блестящая листва необыкновенно красива в лучах солнца!

Абхазия, Гагры, Жоэкварское ущелье. Фото Сергея Сомова.
Неповреждённый самшит.
Хоста. Засохшие самшиты.
Бабочка и гусеница (следующее фото) самшитовой огнёвки.
Фото Влада Проклова.
Абхазия. Погибшие самшиты покрыты мхами, поэтому внешне кажутся зелёными.
Так выглядела знаменитая Хостинская тисо-самшитовая роща в сентябре 2015 года.
Веточки погибшего самшита легко ломаются, хотя его считают «железным деревом».
Во многих ботанических садах есть запасы семян для возобновления природных популяций. На фото: самшит с плодами.

Более 100 видов и форм самшита произрастает в горах Центральной и Восточной Азии, в Северной Африке, Вест-Индии, Центральной Америке и Южной Европе. Из них на Черноморском побережье Кавказа встречается самшит колхидский (Buxus colchica) — эндемичное растение. Эти небольшие деревца поднимаются в горы на высоту 1200—1800 м, предпочитая тенистые влажные ущелья, реже — низменности. Реликтовые аборигенные самшитовые леса существуют здесь сотни лет… Растёт самшит очень медленно, а живёт века. Сейчас самшит колхидский находится на грани вымирания и занесён в Красные книги России (Республика Адыгея, Краснодарский край), Грузии, Азербайджана.

В самшитовые леса стремительно проникает бабочка-огнёвка (Cуdalima perspectalis) — насекомое из семейства огнёвок-травянок (Crambidae). Происходит она из стран Восточной Азии: Китая, Индии, Японии, Кореи. В России обитает на Дальнем Востоке, а в Европу, в частности в Южную Германию, была завезена из Китая с посадочным материалом. Случилось это предположительно в 2006 году.

В 2008 году появление самшитовой огнёвки стало экологической проблемой в Англии, Нидерландах и Швейцарии. На следующий год вредитель был обнаружен в Австрии и во Франции, а ещё через пару лет — в Румынии, Венгрии и Турции. В 2012 году огнёвка попала на территорию Краснодарского края и начала активное расселение в лесах северо-западного Кавказа. Её появление связано с завозом саженцев самшита из Италии в Сочи для озеленения объектов Олимпиады. В том же году лёт бабочек впервые был замечен в городе Сухум. К середине августа 2014 года самшитовая огнёвка размножилась практически во всех долинах Черноморского побережья Краснодарского края, где растёт самшит колхидский: от низовий Мзымты до верховий Шахе. Она заселила долины малых рек, стекающих с приморских хребтов: Хосты, Дагомыса, Лоо. В середине июля 2015 года огнёвка была замечена в уникальных самшитовых лесах вдоль берегов реки Цица и в черте Майкопа в Адыгее; в том же году отмечено массовое поражение самшита в Абхазии. В настоящее время огнёвкой «пройдена» практически вся территория Абхазии. Добралась бабочка и до Грузии (районы Земо Сванети и Гурия, отмечена в Аджарии — на Черноморском побережье).

По данным Всемирного фонда охраны дикой природы (WWF), к концу 2016 года из 1528 локальных популяций самшита, известных в 22 речных бассейнах южного макросклона Кавказа, выжили лишь отдельные группы растений в долине реки Шахе.

Не останавливают самшитовую огнёвку ни долины, ни бурные реки, ни высокие горные хребты.

Взрослая бабочка самшитовой огнёвки довольно крупная, размах крыльев — до 45 мм. Hа головe — большие, выпуклые, тёмного цвета глаза и нитевидные усики. Крылья у самцов бeлые, с тёмно-коричневой окантовкой, у самок — свeтло-коричнeвые, с бeлым пятном и голубовато-фиолeтовым пeрламутровым блeском. По краям крыльeв — короткие тонкие волоски в виде бахромы. В спокойном состоянии бабочка складываeт крылья домиком.

Самка огнёвки откладывает яйца с обратной стороны зелёных листьев самшита. Они крошечные: диаметром всего 1 мм. Вышедшие из них гусeницы — желтовато-зелёные, с большой чёрной головой. По мере взросления их цвет меняется на более тёмный, по бокам появляются чёрные и белые полосы, а также тёмные точки. Гусеницы несколько раз линяют, примерно через месяц достигают длины 2,5—4 см и окукливаются. Проходит ещё 10—15 дней после последней линьки, и из куколок появляется новое поколение бабочек. В России, в Краснодарском крае, самшитовая огнёвка за год успевает дать три поколения, а при особо благоприятных климатических условиях — даже четыре! Для зимовки гусеницы огнёвки строят коконы, которые закрепляют в густой паутине в листве самшита.

Гусеницы необычайно прожорливы. Листочек самшита молодая гусеница съедает за 4 часа, взрослая — ещё быстрее. Уничтожив все листья, они начинают поедать кору и даже корни деревьев. Деревья с обглоданной корой не могут вновь сформировать листву, они постепенно усыхают и погибают.

Повреждая листья, огнёвка нарушает целостность кроны, процессы обмена веществ в растении замедляются, происходит серьёзный сбой в фотосинтезе. Деревья, оказавшиеся без листвы, беспрепятственно пропускают солнечные лучи, которые попадают на теневыносливые растения нижних ярусов леса. В результате происходят изменения в растительном сообществе, меняется весь биоценоз.

Масштабы нашествия бабочек предсказать сложно: они связаны не только с наличием «еды», но и с погодными условиями, особенно с низкими зимними температурами, которые критичны для вредителя. На территории Краснодарского края самшитовая огнёвка попала в очень благоприятную среду: обширные питательные ресурсы, хорошие погодные условия, отсутствие хищников и паразитов, способных уничтожать вредителя.

Борьба с самшитовой огнёвкой необычайно сложна. Самым эффективным в уничтожении вредителя считался химический метод. Обработку заражённых посадок самшита в городах проводили контактно-кишечными инсектицидами наземным способом, с распылением препаратов до состояния тумана. Но площади заражённых участков велики, высота деревьев иногда превышает 8—10 метров. Проводить обработку было сложно ещё и потому, что на территории курортных зон, заповедников и национальных парков применение химических препаратов запрещено. Это контролирует санитарно-эпидемиологическая служба.

С помощью инсектицидов специалисты пытались бороться с очагами вредителей в Сочи, Новороссийске, Геленджике и Краснодаре, но это практически не влияло на численность бабочек, уже проникших в колхидские леса Краснодарского края.

Помимо химического метода борьбы с вредителем, существует механический способ, когда гусениц и яйца огнёвки собирают вручную и сжигают. Но это не очень эффективно. Гусениц можно собрать в нижней и средней части кроны дерева, но через несколько часов они вновь переселяются туда из верхней части кроны и из подстилки.

Пробовали и биологический метод борьбы с вредителем, используя хищную складчатокрылую осу-одинёра (Euodynerus posticus), паразитического наездника — китайского эулофида (Chouioia cunea) и энтомопатогенные (то есть заражающие насекомых) грибы. Но перепончатокрылые оказались неспецифическими врагами огнёвки (они легко переключились на других местных бабочек), а грибные суспензии слишком быстро смывались с листьев дождями.

К сожалению, значимого эффекта традиционные методы борьбы — химический, механический и биологический — не принесли. Представляется, что в такой ситуации на помощь могут прийти генетика и селекция, создание криобанков семян, небольших резерватов, питомников.

Гибель реликтовых самшитовых лесов — проблема мирового значения. Крупнейшие международные природоохранные организации уже направили усилия на сохранение и восстановление самшитовых лесов. Так, при поддержке программы развития ООН сотрудники Института экологии в Абхазии планируют создание криобанка семян самшита колхидского. Биологи местных институтов, Кавказского государственного природного биосферного заповедника при поддержке Всемирного фонда охраны дикой природы (WWF) отмечают на картах живые и погибшие популяции самшита на Кавказе.

Эта проблема может быть решена и путём создания сети питомников для выращивания, а затем искусственного распространения самшита колхидского на участки утерянных массивов после того, как вспышка массового размножения огнёвки пойдёт на спад. Спасти уникальные растительные сообщества от полного уничтожения должна помочь и организация специального резервата, в котором селекционеры смогут отобрать формы самшита, устойчивые к повреждению насекомыми.