Последствия глобального потепления для Сибири и Америки будут противоположными

Екатерина Зубкова

На одних и тех же географических широтах глобальное потепление по-разному повлияет на состояние почв и водоёмов в зависимости от региона и континента. Об этом свидетельствует сравнение выводов, сделанных российскими и зарубежными исследователями. Так, ранее учёные из Научного центра Аляски (Alaska Science Center), Центра исследования водных ресурсов Колорадо (Colorado Water Science Center) и ещё более десятка исследовательских групп из США, Канады, Великобритании, Дании и Швеции рассматривали последствия потепления для криолитозоны (территории, имеющей участки многолетней мерзлоты) Северной Америки. Их мнение таково: с повышением температуры стоит ожидать активного вымывания в поверхностные воды различных элементов, содержащихся в почве. В океанах начнётся активный рост биомассы — ведь реки будут выносить туда существенно больше питательных веществ. В значительной степени это касается Северного Ледовитого океана, поскольку Тихий океан в силу своих размеров и течений меньше зависит от влияния северных рек.

«Вечная мерзлота» занимает на Земле 35 млн км2. Распространение — север Аляски, Канады, Европы, Азии, острова Северного Ледовитого океана, Антарктида. В зоне вечной мерзлоты, глубина которой иногда превышает 1000 м, грунтовые воды находятся в виде льда. Фото: Томский государственный университет.

Чтобы выяснить, стоит ли ожидать подобного влияния сибирских рек на Северный Ледовитый океан, почвоведы из центра «БиоКлимЛанд» Томского государственного университета провели трёхлетнее исследование. Его первые выводы свидетельствуют о том, что потепление в почвах западносибирской криолитозоны не будет способствовать росту биомассы в океане. Чтобы установить этот факт, томские учёные под руководством кандидата геолого-минералогических наук Олега Покровского изучили химический состав водных растворов торфяных почв, медленно вытекающих из болотистых почв в реки и озёра. Поскольку в криолитозоне грунтовых вод нет, именно эти растворы во многом определяют химический состав стока в океан. Пробы для анализа отбирались на территории протяжённостью 640 км на участках, относящихся к бассейнам четырёх крупных рек: Оби, Надыма, Пур и Таз. В растворах торфяных почв оценивалось содержание органического углерода, макро- и микроэлементов.

«Исследование показало, что концентрация питательных веществ в почвенных растворах увеличивается с юга на север, — поясняет Сергей Лойко, старший научный сотрудник центра «БиоКлимЛанд». — И мы предполагаем, что при потеплении северные почвы по составу приблизятся к нынешним южным, а южные и вовсе перестанут быть многолетнемёрзлыми. Это произойдёт из-за более длительного пребывания в талом состоянии: время промывания увеличится, а насыщенность химическими элементами снизится. При этом даже нынешние более “богатые” северные участки криолитозоны недонасыщены по большинству элементов. Поэтому мы не видим оснований ожидать “цветения” внутренних водоёмов или связанного с этими факторами роста биомассы в океане. Более того, мы предполагаем, что в долгосрочной перспективе — от 60 до 300 лет и более — в Западной Сибири стoит ожидать уменьшения потоков питательных веществ с заболоченных водосборов — по мере постепенного вымывания всё больше растаивающих почв».

Такую разницу в эффектах глобального потепления, по мнению почвоведов Томского государственного университета, можно объяснить разницей в составе воды, сбрасываемой в океан в Северной Америке и Западной Сибири. В Америке водосбросы преимущественно минеральные, и при увеличении деятельного (растаявшего) слоя пополнение вымытых обменных ионов происходит за счёт выветривания (разрушения) минералов. В Западной Сибири водосбросы торфяные — здесь нечему выветриваться, следовательно, начинается прогрессирующее обеднение вод элементами.

«Пока мы не можем прогнозировать, с какой скоростью почвы будут обедняться, — говорит Сергей Лойко. — Наше исследование — только первый шаг в изучении последствий глобального потепления для почв на огромной территории Западной Сибири. Нам предстоит ответить ещё на множество вопросов».

Другие статьи из рубрики «Вести из лабораторий»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее