БИНТИ, 2003г., №6

Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6

Насчет яблонь пока непонятно, но, как считает американский ботаник Джеймс Грехем, на Марсе сможет расти скромное земное растение - пушица. Многим знакомы эти тонкие прутики с клочком чего-то вроде ваты на конце, растущие во влажных местах.

Подыскивая растения, которые могли бы существовать в суровых условиях Марса, Грехем нашел крайне устойчивый вид пушицы со Шпицбергена. Но прежде, чем сеять пушицу, надо будет подготовить марсианскую почву, заселить ее микробами, которые обеспечат растениям необходимые для питания элементы.

СОБАКА ДЛЯ ДИАБЕТИКА

Канадские ученые решили использовать феноменальный нюх собаки для диагностики диабета. Они научили английского кокера Пако (на снимке) по запаху дыхания определять гипогликемию - опасное падение содержания сахара в крови у хозяйки умной собаки. В таких случаях Пако поднимает тревогу, а если хозяйка спит или уже потеряла сознание, кокер нажимает на кнопку вызова "скорой помощи".

Сейчас проходят аналогичную дрессировку еще две собаки(Рис. 1).

МОЗГ ИЗ КРОВИ?

Один из сотрудников Аргоннской национальной лаборатории (США), обязанность которого - присматривать за культурами клеток, заболел и несколько дней не обновлял питательную жидкость в сосудах с культурой клеток человеческой крови. Когда на голодавшие клетки посмотрел исследователь, он заметил, что часть белых кровяных телец, отвечающих в организме за иммунитет, из-за голодания преобразовалась во что-то другое и выглядит необычно.

Воздействуя на изменившиеся клетки белковым веществом, называемым фактором роста нервов, экспериментаторы получили из них нейроны. Другие биологически активные соединения вызвали преобразование кровяных клеток в клетки печени и клетки кровеносных сосудов. Авторы открытия предполагают, что такие клетки крови, способные превращаться в клетки других типов, разносясь по организму током крови, скапливаются в местах повреждений и заменяют собой поврежденные клетки любой ткани.

Возможно, недалеко то время, когда, взяв у пациента несколько миллилитров крови, можно будет вырастить для него новую печень взамен заболевшей. Тогда сами собой отпадут этически сомнительные предложения клонировать человека в медицинских целях, чтобы нужный орган брать у клона.

ПРОЗРАЧНЫЙ ТРАНЗИСТОР

Сотрудники Орегонского университета (США) создали первый в мире прозрачный транзистор. Основной материал этого невидимого компонента электроники - оксид цинка, вещество, прозрачное для видимых, но непрозрачное для ультрафиолетовых лучей и потому входящее в состав кремов от загара.

Для чего можно будет использовать прозрачные транзисторы - пока не совсем ясно. Сами разработчики сравнивают их с лазером: когда появились первые лазеры, было понятно, что это интересная новинка, но где ее удастся применить - никто не знал. Пока говорят, что прозрачные транзисторы пригодятся в жидкокристаллических дисплеях (плоские мониторы компьютеров станут ярче и четче). Кроме того, электронику можно будет встраивать в оконное стекло или в ветровое стекло автомобиля. Электронное окно продемонстрирует данные о погоде на улице либо (на ветровом стекле) дорожную информацию и показатели приборов.

ПОПРОБОВАТЬ ЯБЛОКО МОЖНО РУКОЙ

В Центре механизации сельского хозяйства в Монпелье (Франция) создана перчатка, с помощью которой проверяют спелость яблока, не снимая его с дерева. Инфракрасный датчик перчатки определяет концентра цию сахара в мякоти под кожицей при простом прикосновении. Достаточно, расставив пальцы, а потом сомкнув их, щелкнуть по яблоку, после чего перчатка по звуку определяет твердость плода. Световой индикатор показывает, не пора ли собирать урожай. Можно определять и качество плодов на лотке торговца. В дальнейшем такие перчатки будут созданы для груш, вишни, арбузов и даже винограда(Рис. 2).

САМ СЕБЕ БАТАРЕЙКА

Топливные элементы, создававшиеся до сих пор, работают на водороде, метане, спирте, газе и других традиционных видах горючего. В таком элементе топливо окисляется на электроде под влиянием катализатора, причем возникает поток электронов. Физик Николас Мейно из Техасского университета (США) разработал сверхминиатюрный топливный элемент, действующий на том же горючем, на котором работает человек, - на глюкозе. Любая пища, съеденная нами, прежде всего превращается в организме в глюкозу, которая кровью разносится по организму для питания клеток. Поэтому новый топливный элемент способен работать, если его просто имплантировать под кожу.

В принципе, биотопливный элемент представляет собой два электрода - тончайшие углеродные волокна, одетые двумя типами ферментов, участвующих в усвоении глюкозы в организме. Эти электроды , будучи имплантированы в организм, используют глюкозу, имеющуюся в крови, в живых клетках и межклеточной жидкости, в результате вырабатывая ток. В опытах Мейно и его коллег два электрода диаметром по 7 микрометров давали при обычной температуре тела напряжение 0,8 вольта, а генерируемая мощность составила 0,6 микроватта. Немного, но достаточно, например, для питания кремниевого чипа - имплантируемого датчика, который может постоянно измерять жизненно важные параметры организма и передавать их через маломощный радиопередатчик регистрирующему прибору, укрепленному на поясе пациента. В дальнейшем такой прибор по сигналу из организма сможет вводить в кровь необходимое лекарство. Но первое практическое применение, как полагают, ограничится слежением за самочувствием подопытных животных при физиологических опытах.

ТЕЛЕФОН С ПОВТОРОМ

Инженеры японской фирмы "Мицубиси" предлагают встроить в мобильный телефон микросхему для постоянной записи звука емкостью на 10 секунд и датчик, чувствующий, когда трубку отнесли от уха, например, чтобы нажать на какую-то кнопку. Как только телефон снова оказывается у уха, запись последних 10 секунд проигрывается в несколько ускоренном темпе и почти без промежутков между словами. "Догнав" собеседника, воспроизведение прекращается, так что абонент не пропускает ни одного слова, сказанного за эти секунды.

Вызвать повтор последних 10 секунд можно и по желанию, например, если рядом громко загудел автомобиль и вы чего-то не расслышали.

ШЕРСТЯНОЙ ДОМ

У английских фермеров остается довольно много низкокачественной шерсти от овец мясных пород. Стоит она так дешево, что зачастую не окупает горючего, затраченного на ее доставку на рынок, особенно с удаленных ферм.

Одна из английских компаний начала выпуск из такой шерсти теплоизоляционного строительного материала типа войлока . Он дороже минеральной ваты, но его производство требует в семь раз меньше энергии, а сам материал не вызывает аллергии, легок, гигроскопичен и способен зимой сохранять тепло в доме, а летом не пропускать в дом жару. Как известно, именно этими качествами обладают монгольские юрты, с незапамятных времен изготовляемые из войлока.(Рис. 3)

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ВИРУС

В воде градирни в Бредфорде (Англия) найден самый крупный из известных вирусов. Он живет внутри амёб, обитающих в воде.

Французские микробиологи, сделавшие это открытие, сначала приняли вирус за небольшую бактерию. Его поперечник - 400 нанометров (0,4 микрона), что больше величины некоторых бактерий. Характерные для вирусов размеры - от 10 до 100 нанометров. Ученые окрестили находку "мимивирус", так как он мимикрирует под бактерию. Способен ли мимивирус приносить вред человеку, пока неизвестно, но говорят о его родстве с вирусом оспы(Рис. 4).

УКОЛ БЕЗ ПРОКОЛА

С двадцатых годов прошлого века, когда были разработаны первые микроманипуляторы - рычажные приборы типа пантографа, сильно уменьшающие размах движений, биологи умеют делать под микроскопом операции на отдельных клетках. Сейчас микроманипуляторами часто пользуются генные инженеры, чтобы микрошприцем вводить в ядро клетки новые гены. Фармакологи вводят в клетку лекарственные соединения, наблюдая за ее реакцией. Однако при этом мембрана клетки, ее внешняя оболочка, довольно грубо травмируется.

Английская фирма "Селл Инжиниринг", производящая оборудование для биологических лабораторий, воспользовалась тем, что мембрана клетки состоит из двойного слоя молекул липидов - жировых веществ. Кончики новых микропипеток и игл, выпущенных фирмой, покрыты такими же липидами. Теперь не надо прокалывать мембрану силой, достаточно легко прикоснуться к ней концом иглы - и липиды мембраны прилипают к липидам иглы, открывая канал в стенке клетки. Когда экспериментатор отводит иглу, канал затягивается - отверстия не остается.

ГАММА-ЛУЧИ КОНСЕРВИРУЮТ ДРЕВЕСИНУ

Французские физики применили радиоактивное облучение для консервации рыбацких лодок, возраст которых порядка шести тысяч лет. Под водой или во влажной почве древесина может храниться тысячелетиями, но, вступив в контакт с воздухом, быстро разрушается.

Лодки, так называемые однодеревки, выдолбленные из дубовых стволов длиной 5-6 метров, найдены в прошлом году у берега Сены под Парижем. Сначала находки пропитали в специальных ваннах синтетической смолой - это заняло несколько месяцев. Затем их на сутки поместили в камеру с полутораметровыми бетонными стенами, куда был направлен пучок гамма-лучей от атомного реактора. Радиация, во-первых, вызвала полимеризацию смолы, склеив готовое рассыпаться дерево; во-вторых, убила микробы и грибки, которые могли бы вызвать гниение.

Ранее такой же обработке подверглись деревянные детали "Титаника", поднятые со дна Атлантики.

Сейчас лодки, доказывающие, что Париж на 4000 лет старше, чем историки думали до сих пор, выставлены в Музее истории Парижа(Рис. 5).

ЛАМПОЧКА ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА

В Технологическом институте города Лозанна (Швейцария) разработан метод создания сверхминиатюрных светодиодов. С его помощью инженеры сделали светодиод со светящейся поверхностью размером 100 нанометров, что примерно в 50 раз меньше человеческого эритроцита. Малютка испускает инфракрасный свет с длиной волны 1,3 микрона. Устройство найдет применение в оптических компьютерах близкого будущего. Ученые полагают, что предложенная методика позволит создать еще более миниатюрные светодиоды, испускающие отдельные фотоны.

На снимке, сделанном с помощью электронного микроскопа, показан сверхмаленький светодиод, вид сбоку(Рис. 6).

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "Economist" и "New Scientist" (Англия), "Geo" и "PM Magazin" (Германия), "Applied Physics Letters", "Chemical Communication", "Science", "Science News" и "Technology Review" (США), "Science et Vie" (Франция), а также информация из Интернета.