Грязных городов стало меньше?

Татьяна Зимина

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) представила результаты пятилетних исследований качества воздуха в 795 городах мира в 67 странах. Состояние атмосферы оценивали по содержанию в ней частиц сажи и пыли, оксидов азота, серы, углерода и органических соединений. В целом ситуацию специалисты ВОЗ характеризуют как критическую и отмечают возрастание глобального уровня загрязнённости воздуха на 8% за пять последних лет — большей частью в городах развивающихся стран. Наихудшая обстановка наблюдается в Юго-Восточной Азии и на востоке Средиземноморья, где концентрация пыли, смога и других опасных веществ превышает предельно допустимые значения (ПДК) в 5—10 раз. В число наиболее загрязнённых вошли некоторые города Нигерии, Пакистана, Индии и Саудовской Аравии. Среди чистых оказались города Испании, Финляндии, Канады и некоторые населённые пункты горных регионов США. Из российских населённых пунктов отмечена лишь Москва — как город, где уровень загрязнения воздуха превышает допустимый примерно в 2,5 раза. Но действительно ли именно Москва — город, который вызывает наибольшее беспокойство экологов в нашей стране?

ТЭЦ — одни из самых мощных источников загрязнения атмосферы городов. Фото: Wikimedia Commons/PD.
Число жителей в городах (миллионы человек), в атмосфере которых средние концентрации вредных веществ превышают предельно допустимые значения. Для формальдегида приведены данные с учётом прежней (слева от шкалы) и новой ПДК. Рисунок Зои Флоринской.

В России регулярный мониторинг атмосферного воздуха ведёт Росгидромет. Научное руководство этими наблюдениями взяла на себя Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова (Санкт-Петербург). Если опираться на данные мониторинга загрязнения воздуха населённых пунктов нашей страны за последние пять лет (2011—2015), то на первый взгляд кажется, что атмосфера городов в целом стала чище. Наблюдения вели в 249 городах. Измеряли содержание в воздухе оксидов азота, серы, углерода, взвешенных веществ и таких соединений, как бензапирен и формальдегид. Средние концентрации формальдегида с 2011 года не изменились, взвешенных веществ, диоксида азота, диоксида серы и оксида углерода уменьшились на 8—15%, а бензапирена — на 35%. Причём число городов, где средние за год концентрации каких-либо примесей превышают ПДК, снизилось на 57 — с 204 до 147. Однако это лишь кажущийся успех: в 2014 году были повышены среднесуточные ПДК формальдегида более чем в три раза. Если же ориентироваться на прежние нормативы, то городов, где превышается средняя за год ПДК, стало меньше лишь на 10.

В докладе Росгидромета «Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в РФ за 2015 год» отмечается, что в результате изменения нормативов по содержанию в воздухе формальдегида за пять лет число городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха уменьшилось: их стало 44 вместо 119. Однако если взять на вооружение прежнюю ПДК, таких городов осталось 96. При этом за пять лет на 50% увеличилось количество выбросов формальдегида от стационарных источников. Между тем формальдегид — чрезвычайно опасное вещество первого (то есть высшего) класса опасности. Его основные источники — автотранспорт, лесные пожары, горящий на городских и промышленных свалках мусор, промышленность.

В 2015 году зарегистрированы единичные случаи загрязнения воздуха и другими отдельными примесями в концентрации, превышающей разовые ПДК более чем в 10 раз. Таких городов набралось 34. В подавляющем большинстве случаев там было превышено содержание в воздухе бензапирена, в пяти случаях — этилбензола, в остальных — хлорида водорода, диоксида серы, оксида углерода, сероводорода и взвешенных веществ.

Специалисты составили список городов нашей страны с самым грязным воздухом в 2015 году — их оказалось 11 с общим числом жителей 1,5 млн человек* вместо 18 в 2014 году. В этот приоритетный список вошли города, для которых комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий несколько видов примесей, больше 14 (в норме комплексный индекс должен быть меньше 5). Это Биробиджан, Братск, Зима, Кызыл, Минусинск, Норильск, Петровск-Забайкальский, Селенгинск, Улан-Удэ, Черногорск, Чита. Все они расположены в азиатской части территории России, где особо неблагоприятные для рассеивания примесей климатические условия.

В перечисленных городах очень высокий уровень загрязнения воздуха связан со значительными концентрациями в воздухе бензапирена. Бензапирен, как и формальдегид, относится к веществам первого класса опасности. Б?льшую часть его выбросов дают автотранспорт, а также предприятия теплоэнергетики, мелкие котельные. Вносят свой вклад чёрная металлургия и химическая промышленность. В Улан-Удэ, Зиме, Кызыле, Минусинске, Черногорске и Чите, где основные источники выбросов — тепловые котельные и ТЭЦ, оказались самые большие средние за месяц концентрации бензапирена: они достигают 24—61 ПДК. В Биробиджане за последние пять лет концентрации взвешенных веществ выросли в 2 раза, а бензапирена — в 4 раза. В то же время из «чёрного» списка самых грязных в 2015 году исключено 8 городов, в основном благодаря снижению выбросов бензапирена. А вот Южно-Сахалинск впервые за 28 лет не попал в «чёрный» список благодаря резкому снижению содержания в атмосфере твёрдых взвешенных веществ после того, как городская ТЭЦ стала работать не на угле, а на газе.

Сокращению загрязнения атмосферы городов в азиатской части России помогло и глобальное изменение климата. По данным метеорологов, 2015 год в России стал самым тёплым за всё время наблюдений. Причём в азиатской части страны среднегодовая температура превысила климатическую норму более чем на 3оС. Благодаря тёплой зиме отопительный сезон сократился, а значит, снизились выбросы загрязняющих веществ. К тому же было очень много осадков — 106% нормы. В Западной Сибири и на Урале выпала рекордная сумма осадков, что также способ-ствовало уменьшению загрязнения воздуха в этих регионах.

Комментарии к статье

* С учётом прежней среднесуточной ПДК формальдегида приоритетный список в 2015 году по сравнению с 2014 годом вырос бы на два города.

Другие статьи из рубрики «Проблемы экологии»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее