САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В РАЗРЕЗЕ

А. РУСАКОВ, В. НОВИКОВ.

Сотрудники биолого-почвенного факультета Санкт-Петербургского университета совместно со своими коллегами из МГУ впервые провели физико-химические и микробиологические исследования образцов городских почв Санкт-Петербурга, взятых из пяти почвенных разрезов в его историческом центре.

Почвоведы изучили образцы из мощной толщи (глубиной 1,5-2,5 м) культурного слоя, образовавшего ся за трехсотлетнюю историю города. В нижней части каждого разреза видны дерново-глеевые почвы - обычные для устья Невы до времени основания города, затем ранние культурные слои XVIII века и выше - до современных "урбанозёмов". Нашлись и некоторые отличия. Например, в почвенной толще, взятой около фасада здания Двенадцати коллегий, был обнаружен древний пахотный слой 15-30 см, а у торца того же здания на глубине 62 см прекрасно сохранилась булыжная мостовая петровских времен. Около Казанского собора на глубине 1,8 м найдены мелкие угольки, обломки костей, черепки глиняной керамики.

Все изученные разрезы классифицированы по составу входящих в них типов почв - главным образом городских, глубоко преобразованных человеком. Затем взяты образцы для исследования в лабораториях. Там с помощью химической обработки и последующих измерений методом газовой хроматографии изучены различные процессы, протекающие в почвах. Ученые определили реакцию среды в образцах, количество микроорганизмов, содержащихся в них, скорости выделения углекислого газа, закиси азота, метана - в общем, как "живут" и чем "дышат" петербургские почвы. Как и ожидалось, у образцов в основном щелочная и слабощелочная реакция среды, что объясняется присутствием в верхних слоях строительной известки, кирпичей и т.п. А вместе с водой растворенные щелочи затем попадают в нижние (погребенные) почвы.

Проведенные исследования показали, что городские почвы Санкт-Петербурга обладают высокой биологической активностью, причем в толщах "урбанозёмов" она значительно выше, чем в естественном почвенном покрове (в погребенных почвах). Во всех образцах довольно высокие запасы микробной массы, заметно снижающиеся по мере продвижения вглубь. Единственное исключение - нижние слои разреза у торца Главного здания университета. Тут запасы биомассы и органического вещества в два раза больше, чем в подобных слоях других разрезов, и причина тому - булыжная мостовая, "законсервировавшая" этот участок. Теперь здесь активно протекают анаэробные (без доступа воздуха) микробиологические процессы: образование метана, сероводорода (во время вскрытия этого участка чувствовался его сильный запах), восстановление нитратов и нитритов до газообразных азотистых продуктов. В верхних слоях, особенно в насыпных толщах, напротив, высока активность аэробных процессов с выделением углекислого газа.

А. РУСАКОВ, В. НОВИКОВ. Биологическая активность современных и погребенных почв исторического центра Санкт-Петербурга. "Микробиология" том 72, № 1, 2003, стр. 117-125.