Цвета вселенной

Для человеческого глаза, самого тренированного, невозможно увидеть подлинные цвета Вселенной. Для того, чтобы палочки нашей сетчатки восприняли сияние, необходим определенный минимум света, а чтобы вступили в действие колбочки и глаз смог различить цвет этого сияния, необходимо еще какое-то дополнительное количество света.

Две фотографии Большой туманности Ориона. Верхняя сделана в обсерватории Флагстаф с помощью новой техники фотографирования при низкой температуре. Нижняя сделана в Маунт Паломаре обычным способом.
Эти два снимка, очень различные по форме и цвету, изображают один и тот же небесный объект, сфотографированный двумя способами. Фотография слева сделана в обсерватории Флагстаф, справа — в обсерватории Маунт Паломар.
М64 — спиральная галактика, находящаяся в созвездии «Волосы Вероники».
Галактики N С4565 из созвездии «Волосы Вероники». Синеватый оттенок соответствует звездному населению I типа — молодым звездам. На обычных фото ядро имеет вид огромного светящегося пятна.
Галактика М32. Верхний снимок сделан с выдержкой в 8 минут, нижний — в одну минуту. Размеры ядра с уменьшением выдержки уменьшаются.

В 1959 году американский астроном Уильям Миллер впервые попытался сделать звездные фотографии цветными. Перед человеческим глазом раскрылся удивительный мир Вселенной в цвете. Однако фотографии Миллера имели больше эстетический интерес, чем научный. Сказать, что цвет на его фотографиях соответствует истинным цветам Вселенной, он не мог. И вот почему.

Чтобы получить цветную астрономическую фотографию, нужна длительная, многочасовая выдержка.

А фотографическая эмульсия фотопластинок, которыми мы пользуемся обычно, бывает приспособлена для моментальных снимков или для выдержки, не превышающей нескольких минут. С увеличением экспозиции почернение фотопластинки, то есть реакция светочувствительного слоя, искажается.

Известно, что это искажение подчиняется пропорциональному закону и что его легко исправить с помощью светофильтра. Однако опыт опроверг эти надежды. 3акон деградации цвета и поныне остается неуловимым. Известно только, что зеленое может оказаться на фотографии красным.

Цветная астрономия двигалась вперед неуверенно, буквально ощупью. Но в прошлом году все изменило случайное открытие. Фотограф и астроном Хог проводил в обсерватории Флагстаф исследования в области черно-белой астрофотографии при низкой температуре. Для проведения опытов он сконструировал кассету, в которой пленка находилась при температуре минус 78°. Чтобы избежать образования льда, в кассете был создан вакуум. Хог констатировал, что чувствительность пленки увеличилась в пять раз. Это значило, что в пять раз сокращалась продолжительность экспозиций. Это открытие подало Хогу идею использовать фотографию при низкой температуре для получения цветных снимков. Он отметил также, что сокращение времени экспозиции почти совершенно исключило искажение цвета, которое создавало так много трудностей. Мир звезд и туманностей стал появляться перед человеческим взором в своем истинном цвете.

Техника фотографирования при низкой температуре в настоящее время стала известна всему астрономическому миру, который многого от нее ожидает. И если полученные фотографии пока еще не имеют большого научного значения, то, во всяком случае, свидетельствуют о больших возможностях, открывающихся перед цветной астрофотографией. Возможно, наши телескопы наконец раскроют нам настоящее лицо Вселенной, красочное, но без прикрас.