Потепление климата: пчелиные страдания

Доктор сельскохозяйственных наук Иван Мадебейкин, кандидат биологических наук Игорь Мадебейкин, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия. Фото авторов

Глобальное потепление климата, казалось бы, должно оказаться на руку пчеловодам — зимы стали мягче, период роста и развития растений длиннее, а значит, и продуктивность пчёл должна быть больше. Но не так всё просто. Сотрудники Чувашской государственной сельскохозяйственной академии отмечают пагубное влияние потепления климата на пчеловодство: пчёлы собирают меньше мёда, плохо переносят зиму, а число пчелиных семей в Чувашии за последние 40 лет снизилось почти в два раза. Но выход есть — утверждают исследователи.

Акация белая (фото слева), сильфия пронзённолистная (фото справа вверху) и гречиха сахалинская (фото справа внизу) — растения, входящие в цепочку непрерывного цветочно-нектарного конвейера.

Изменение климата сопровождается значительным увеличением пасмурных и дождливых, а значит, «нелётных» дней, то есть пчёлы попросту всё реже вылетают из ульев и гнёзд в поисках нектара и пыльцы. В пятидесятые годы прошлого века, по данным гидрометеорологических станций Чувашии, среднее количество облачных дней составило 150, а сейчас оно равно 184. Результаты систематических наблюдений свидетельствуют о том, что в средней полосе России, в данном случае — в Чувашии, пчёлы и шмели активную лётную деятельность проявляют на протяжении четырёх месяцев: с мая по август. В среднем за четыре месяца они имеют реальную возможность вылетать из своих гнёзд и активно собирать нектар и пыльцу в течение 93 дней. Но как показывают исследования, за последние пять лет продолжительность активного лётнего периода сократилась на 22 суток. Если же сравнить нынешние показатели с данными сорокалетней давности, то пчёлы потеряли более 30 лётных дней.

В октябре из-за большого количества облачных и дождливых дней и похолодания лёт пчёл значительно падает. Но и он сократился в последние годы в пять раз, а в октябре 2015 года ни одного лётного дня и вовсе не было. Между тем в средней полосе России для нормальной жизнедеятельности медоносных пчёл в период зимовки погода в октябре имеет чрезвычайно важное значение. Чем позднее пчёлы совершают свой последний предзимний облёт, тем лучше они зимуют. Это связано с особенностями физиологии насекомых. Чтобы уменьшить зимние потери пчелиных семей в этой ситуации, в Чувашской сельхозакадемии разработали и уже успешно опробовали специальные самообогреваемые зимовники (помещения для зимовки). Для подобного зимовника они использовали часть нижнего этажа деревянного стационарного павильона, стенки и потолок которого изнутри тщательно утеплили. Пол в нём земляной, а высота от пола до потолка 174 см. Пчелиные семьи при этом уплотнили — так удалось эффективно использовать тепло, испускаемое грунтом, и оптимизировать микроклимат помещения. В этих зимних жилищах пчёл среднерусской породы содержали осенью, зимой и ранней весной. В летние ульи их пересаживали при температуре воздуха не ниже 18оС.

Несмотря на сильные морозы во время двух зимних сезонов, в течение которых проводили испытания, в самообогреваемом зимовнике температура в среднем была 4—6оС — оптимальная для пчёл. Дело в том, что при температуре ниже 4оС процесс всасывания полезных веществ мёда кишечником пчёл прекращается, они коченеют и погибают. Эксперименты показали, что даже когда пчёлы не имеют возможности совершать предзимний (очистительный) облёт, зимовка в утеплённых самообогреваемых зимовниках проходит благополучно. Пчёлы там находятся в спокойном состоянии, потребляют мало корма (7—8 кг мёда на одну семью) и выходят из зимовки сильными, здоровыми. Они хорошо развиваются весной и летом, справляются со сбором мёда и прополиса в течение активного периода жизни.

Но как же быть со значительным сокращением лётных дней в активный весенне-летний период из-за большого количества облачных и дождливых дней и повысившейся влажности воздуха? Ведь это привело к тому, что содержание сахара в цветках растений заметно (а у ряда растений — значительно) уменьшилось, то есть нектар стал более жидким, чем прежде. Проблему можно решить разведением пчёл определённой породы, хорошо адаптированных к изменившимся климатическим условиям.

Пчелиные семьи карпатской породы при слабом медосборе значительно превосходят среднерусских пчёл. Они хорошо собирают нектар с низким содержанием сахара. Ещё в середине прошлого века исследователи установили, что мобилизационные танцы в семьях карпатской породы возникают при 8%-ной концентрации сахара в растворе воды, а у среднерусских пород — при 20%-ной. Такая особенность карпатской расы объясняется тем, что её представители в течение нескольких тысячелетий обитали в условиях влажного климата и слабого медосбора. Кроме того, пчёлы многих семей этой породы вылетают из гнёзд и собирают нектар и пыльцу при температуре воздуха 8—9оС в малосолнечные дни, в то время как среднерусские пчёлы лётную деятельность могут проявлять только при повышении наружной температуры до 11—12оС. Следовательно, для дальнейшего успешного развития пчеловодства в северных регионах России наряду с местной среднерусской следует разводить чистопородных пчёл карпатской расы. Среднерусские пчёлы хорошо зимуют и активно используют сильный медосбор с липы, гречихи, донника, поэтому в лесных и лесополевых районах пасеки, имеющие в своём составе карпатских и среднерусских пчёл, ежегодно могут собирать валовой и товарный мёд в нужном количестве.

Ещё одна проблема, связанная с изменением климата (а также с интенсивным развитием промышленности, транспорта да и сельского хозяйства), — значительное сокращение нектаро-пыльценосного запаса в природе. За последние 50 лет в лесах Чувашии полностью исчезла липа крупнолистная, а на лугах — шандра гребенчатая. На грани исчезновения находятся такие нектаро-пыльценосные растения, как валериана лекарственная, пахучка обыкновенная, волчье лыко, ясень обыкновенный, мытник болотный, белокопытник и многие другие. То есть обеспечение пчёл (и шмелей) обильной и полноценной кормовой базой сегодня — непростая задача.

Её можно решить, создав богатый цветочно-нектарный конвейер, который обеспечивает пчёл и других насекомых достаточным количеством кормовых компонентов без применения сахарных подкормок. Однако многие пчеловоды нечернозёмной зоны такой конвейер не создают, а усиленно подкармливают своих пчёл сахарным сиропом в те дни и даже недели, когда пчёлам собирать нечего. Но в сахаре нет биологически активных веществ — белков, аминокислот, витаминов, гормонов, ферментов. Поэтому у пчелиных семей, часто питающихся сахарным сиропом, иммунитет становится слабым, из-за чего медоносные пчёлы таких пасек, как правило, подвержены инфекционным и инвазионным болезням (вызываемым паразитами) и часто гибнут.

На припасечном участке Чувашской государственной сельскохозяйственной академии для создания непрерывного цветочно-нектарного конвейера применяют разовый посев таких трав, как горчица, гречиха, фацелия, донник, пустырник, клевер, козлятник, мордовник и подсолнечник, что позволяет использовать поле без пересева в течение 12 лет. Однако на сегодняшний день без интродуцированных растений (то есть растений, несвойственных для данной территории, преднамеренно или случайно завезённых) создать непрерывный обильный цветочный конвейер для пчёл и других насекомых трудно. Например, часто во время цветения липы наступают дождливые и прохладные дни. Поэтому на пчелином пастбищном участке следует сажать и выращивать не один вид липы, а несколько. На территории пасеки сельхозакадемии кроме местной мелколистной растут и интродуцированные липы: кавказская, крупнолистная, маньчжурская и амурская. Первые две зацветают раньше местной липы, а последние две — в конце её цветения. В итоге продолжительность цветения липы удлиняется до 28—30 суток, что позволяет получать липовый мёд ежегодно почти независимо от погодных условий. Это относится и к другим растениям — клёну, иве, акации.

***

Мобилизационные танцы

Пчёлы могут передавать информацию об источнике медосбора с помощью «танцев». Найдя хороший медонос и вернувшись в улей, пчёлы-разведчицы пробираются в самую гущу пчёл и совершают своеобразные сигнальные движения, которые «говорят» о месте расположения и размере источника нектара. Сигнальные движения бывают круговые, виляющие и т. д.

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее