Есть ли жители на Меркурии?

Меркурий, как известно, ближайшая к солнцу планета. Некоторые астрономы уверяют, будто они видели еще более близкую к солнцу планету и даже дали ей название Вулкан. Но большинство астрономов не подтвердили этого, хотя и допускают существование одного или даже нескольких астероидов, не заслуживающих, однако, чести титуловаться «планетами». Итак, Меркурий ближе всех планет к солнцу; он никогда не удаляется от солнца далее 29o. Это влечет обычные последствия близости к великим сиятельным особам: в сиянии солнечных лучей маленький Меркурий совершенно исчезает для простого глаза и даже в телескоп его не всегда можно увидеть, хотя он вовсе уж не столь ничтожен (но объему Меркурий в 20 раз меньше Земли, а по массе в 15 раз) и находится от нас близехонько: он никогда не уходит от Земли далее 29 миллионов географических миль (в миле 7 верст) и бывает даже на расстоянии только 10 миллионов миль, что для астрономов сущие пустяки.

В самом деле, расстояние ближайшей к нам «неподвижной» звезды (в созвездии Центавра) в 222.000 раз более расстояния Земли от Солнца, так что свет этой звезды достигает к нам лишь через З 1/2 года. Но огромное большинство звезд находятся от нас в неизмеримом расстоянии; свет от них достигает к нам через тысячи; самое наше Солнце в сравнении с ними — ничтожная пылинка. Поистине, «звезда от звезды разнствует во славе». Что же значат, после всего этого, какие-нибудь 10—29 миллионов миль в небесной географии?

Не смотря на трудность наблюдений Меркурия, последний является в высшей степени интересными именно вследствие близости Меркурия к Солнцу: он находится на расстоянии только в 6—9 миллионов миль. Солнце с Меркурия кажется кругом в 2 1/2 раза более чем нам, а тепла Меркурий получает в 7 раз более чем Земля, так что многие тела, находящееся у нас в твердом виде, на Меркурий были бы в жидком.

За последнее время многие астрономы считают весьма вероятным предположение, что в солнечной системе не одна только наша Земля заселена живыми существами, и не только живыми, но даже разумными. На планете Марс в прошлом году усмотрены каналы, происхождение коих объясняется работой его обитателей. Можно допустить существование «людей» и на других планетах, имеющих вей условия для этого. Но только так называемые нижние планеты (т.е. удаленные от Солнца более чем Земля) имеют условия для жизни сходные с нашими. Верхние планеты (Меркурий и Венера) имеют ту особенность, что температура здесь гораздо выше земной, а потому и условия для жизни, если считать ее возможною там, совершенно особые. Но за последнее время сделаны новые весьма важные наблюдения, проливающий новый свет на этот вопрос.

Доныне было принято, что Меркурий вращается вокруг Солнца почти в 88 наших дней, причем обращается вокруг своей оси почти ровно в 24 часа.

На днях итальянский астроном, директор миланской обсерватории Скиапарелли (Schiaparelli) опубликовал результаты своих наблюдении, совершенно меняющие дело. Он наблюдал пятна, находящиеся на Меркурии. Эти наблюдения сопряжены были со многими затруднениями, так как величина диаметра Меркурия с нашей Земли не превосходить 8 секунд. Прилагаемая гравюра представляет точную копию с рисунка Скиапарелли, сделанного так, как он видишь в телескоп, т.е. в обратном виде.

Г. Скиапарелли пришел к выводу, что вид пятен на Меркурии, в общем, всегда одинаков, а это может быть лишь в том случай, если эта планета не имеет вращения вокруг оси, также как и наша ближайшая соседка и компаньонка в мировом пространстве — Луна.

Этот вывод ведет к ряду новых: итак, одна половина Меркурия обращена всегда к Солнцу, другая же никогда не видит его. В первой — вечный день и страшный жар, пред которым наши тропические жары — мороз. В другой — вечная ночь и вечный ужасный холод междупланетных пространств, пред коим наши полярные страны — тропики.

Возможна ли при таких исключительных условиях жизнь на этой планете? Жизнь таких же людей, как мы, конечно, невозможна. Правда, некоторые астрономы допускают существование на Меркурии густой атмосферы, умиряющей де солнечный свет и теплоту. Может быть и так, — мы не знаем этого достоверно, во всяком случай, если эта планета не вращается вокруг оси, то жители её имеют условия, о коих нам трудно составить понятие. Наша кровь — у них испарилась бы, наши мускулы — обуглились бы. Вот где нужны стальные нервы и медные мускулы — на Меркурий.

Кроме того, на Меркурии есть много и иных особенностей. На нашей Земле в первую секунду тела падают с быстротой 4.9, метра, а на Меркурии быстрота падения в первую секунду составляет только 2.55 метра. Таким образом груз, весящий на Земли 1000 фунтов, на Меркурии висит всего только 521 фунт, т.е. почти вдвое менее. Поэтому прыгать на сажень вышины на Меркурии ничего не стоило бы с силой наших мышц. Если предположит, что Меркурий окружен нашим воздухом, то задача воздухоплавания там гораздо легче может быть разрешена.

Глаза обитателей Меркурия должны быть совершенно особого устройства, так как необычайно яркое сияние солнечных лучей было бы невыносимо для наших глаз. На Меркурии мы очень скоро совершенно ослепли бы.

Но быть может, Скиапарелли ошибся (хотя это и маловероятно). А в этом случае, дело много изменилось бы, так как, при вращении вокруг оси, т.е. при смене дня ночью, условия для жизни были бы гораздо благоприятнее. Если верить Скиапарелли, то одна половина Меркурия — страна вечного огня, а другая— вечного льда. При этих условиях нам трудно представить себя, какие живые существа могут там жить, и еще менее возможно сделать какое-либо представление об их организации.

Но допустим, что жители на Меркурии все-таки есть. В этом случай, в полночь для них самыми большими звёздами первой величины на небесном своде кажутся Венера и наша Земля, причем Земля, вмести с Луной, кажется им двойною звездой.

Дадим волю фантазии. Мы покидаем нашу Землю и несемся с едва постижимой для нашего ума быстротой, — быстротой света. Пред нашими глазами мелькают планеты нашей солнечной системы. Земля скрывается в пространстве, уменьшаясь с каждой секундой, и мы поминутно любуемся новыми огромными «шарами», гораздо большими нашей Земли. Через четыре часа мы достигаем Нептуна и лишь чрез несколько месяцев покидаем «солнечную систему». Достигли ли мы конца вселенной! Нет. Мы видим, что снова

На воздушною, океане,
Вез руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные свeтил.

Мы несемся к ближайшему светилу, — и несмотря на ужасающую быстроту, достигаем его лишь через З 1/2 года. Но пред нами опять новое небо: наше солнце чуть-чуть заметно, а впереди, позади, вокруг ряд новых солнц, еще более великолепных и громадных. Вот наше Солнце совсем скрылось, — и все-таки пред нами не меньшее число миров. Мы несемся с тою же ужасающею быстротой сотни, тысячи, миллионы лет, — и в конце концов видим, что пред нами бесконечность, которую наш ум не может постигнуть, и на существование которой лишь указывает астрономия. Мы убеждаемся, что вся наша солнечная система есть менее, чем пылинка пред этою бесконечностью, и что жизнь всей нашей системы, измеряемая миллионами лет, есть лишь миг новой непостижимой для нас величины — вечности.

Возможно ли думать после этого, что только одна наша Земля населена разумными существами? Может ли быть сомнение в том, что на «воздушном океане» есть множество миров, точно также населенных разумными существами, и в принципе мы не можем отрицать, что такие соседи у нас есть на Меркурии.

Другие статьи из рубрики «Архив»

Видимое полушарие Меркурия; копия с рис. Скиапарелли. В обратном виде (как видно в телескоп). Первая система горизонтальных пятен, параллельных между собою: первый ряд — f, s, i, второй рядъ — е, q, третий ряд, — g, q. Вторая система вертикальных параллельных пятен: ряд первый — e, f, ряд второй g, q, ряд 3-й— c, p, d, s, ряд. 4-й— а, b, i. Близь р и q более темные пятна, вероятно, тень от высоких гор, означенных р и q. [Грав. И. Павлов].