Купил? Теперь плати всю жизнь!

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «BBC Science Focus» и «New Scientist» (Великобритания), «Mare» и «Psychologie Heute» (Германия), «American Scientist», «Science News» и «Scientific American» (США), «Science et Vie» (Франция).

Обычно, заплатив за какую-то покупку, мы уносим или увозим её домой и на этом дело кончается, — пишет обозреватель журнала «Scientific American». Будь то шампунь, кроссовки или батон хлеба, мы, заплатив, приобретаем эту вещь и можем её использовать как захотим.

В американском городке жители по призыву компьютерных старьёвщиков выставили устаревшую технику на обочину.

Не так обстоит дело с современным программным продуктом. Ежегодно, а то и чаще, вам предлагают новые версии. Так, всем известная программа Word появилась в 1983 году, и с тех пор вышло 14 новых версий. Photoshop появился в 1990 году, версий уже 20. И если вы покупали каждую новую, то к настоящему времени выложили в сумме уже более 4000 долларов.

Казалось бы, в выигрыше от такого прогресса не только бизнес, но и потребитель. Ведь мы получаем усовершенствованную версию. Но дело вот в чём: чтобы заставить вас её приобрести, производитель цепляет к ней новые и новые возможности, о которых никто не просил, так как почти все были удовлетворены первым вариантом (ну пусть после некоторых поправок, рассылаемых через интернет, так называемых патчей — заплаток). Microsoft Word исходно был всего лишь текстовым процессором, теперь это база данных и программа для веб-дизайна. А в результате у простого потребителя, не прошедшего курс программирования и не нуждающегося в нём, возникает впечатление, что он полный идиот и разучился даже просто печатать на компьютере.

Когда у программы появляются новые функции, приходится усложнять её интерфейс. Это усложнение подаётся потребителю как новое усовершенствование, нужное ему до зарезу. И вот уже Word занимает различными кнопками, окошками, линейками и меню не менее 20% площади экрана. Чтобы было где писать текст и не терять возможности охватить печатаемую страничку одним взглядом, вам приходится покупать новый монитор, побольше размером и подороже. И каждый раз вы тратите несколько дней на то, чтобы ознакомиться с новыми (ненужными вам!) особенностями программы и научиться их преодолевать.

Конечно, никто не заставляет вас покупать и устанавливать новые версии. Если старый, привычный вариант вас устраивает (как, например, всех вроде бы устраивала Windows 3.11), вы же не обязаны платить за новый, не так ли?

Не совсем так. Рано или поздно компания прекращает техподдержку, то есть перестаёт помогать вам с решением проблем, устранять вскрывшиеся недостатки и приспосабливать купленную программу для новых операционных систем. Например, Windows ХР уже не поддерживается разработчиками. Каждая версия Microsoft Office перестаёт поддерживаться через пять лет после выхода. Так что старая версия, вполне возможно, не будет работать на новом компьютере в новой операционной системе, и часто вы даже не сможете открыть созданный в ней старый, но нужный документ.

Некоторые фирмы перешли на другую модель: вы не покупаете их продукт, а подписываетесь на него, ежегодно внося абонентскую плату. Так что деться потребителю некуда, истечёт срок подписки — и программа больше не работает. Опыт компании Adobe показал, что это выгодно производителю. И ему приятно, что теперь нет настоятельной необходимости совершенствовать свой продукт. А после этого они ещё и обижаются на появление взломанных пиратских версий!

Предположим, лет через пять на такую систему перейдут, скажем, производители обуви. Вы подписались на кроссовки. Через год, заплатив по интернету, вы засовываете ещё вполне пригодные кроссовки в 3D-принтер и им меняют цвет верха, узор на подошве… А не хотите платить — ваша обувь по окончании срока подписки рассыпается в пыль.

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Детальное описание иллюстрации

В американском городке жители по призыву компьютерных старьёвщиков выставили устаревшую технику на обочину. Приедут грузовики, заберут. Как правило, такой «мусор» доставляется в Китай или Индию, где местные рабочие за небольшую плату его разбирают, извлекают работоспособные детали, а из остальных добывают золото и другие ценные элементы. Фото: Bluedisk/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее