ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В АПРЕЛЕ - МАЕ 2003 ГОДА

А. ОСТАПЕНКО

Вид южной и западной части звездного неба по вечерам в начале апреля.
Прохождение Меркурия по диску Солнца. Это изображение составлено из пяти фотоснимков, полученных в 1954 году. Чтобы разглядеть Меркурий, который на фоне солнечного диска выглядит крошечным черным кружком, необходим хотя бы небольшой телескоп.
Кольцеобразное полное солнечное затмение. Диск Луны заметно меньше диска Солнца и не может закрыть его. Даже в момент полной фазы такого затмения увидеть солнечную корону невозможно, потому что и совсем крошечная узкая полоска незакрытого солнечного диска

Дачный сезон еще не наступил, но горожане все чаще остаются на ночь за городом. А ведь это - едва ли не единственная возможность для большинства из них увидеть чистое, без городских огней и открытое до самого горизонта небо.

Итак, в первый апрельский вечер с наступлением сумерек уже заметно, что зимние созвездия сильно склонились к западу. Час-полтора - и они одно за другим начнут исчезать за горизонтом. С воцарением темноты (в Москве это примерно в 23.30) на юго-западе еще видны Орион и Большой Пес, через час заходят и они. В западной части неба ярко светятся две планеты - Сатурн и Юпитер. Юпитер вы, конечно, узнаете сразу же, он превосходит по блеску все окружающие его звезды. До восхода Луны это - самое яркое светило ночного неба. Узнать среди звезд Сатурн будет, может быть, не так просто: он похож блеском на другие яркие звезды этой области неба. Но присмотритесь внимательнее: в отличие от всегда мерцающих звезд свет планет постоянен. "Царь планет" - Юпитер - крупнейшее после Солнца тело в нашей Солнечной системе (будь он еще немного массивнее, мог бы стать второй звездой - спутником Солнца). Планета находится на фоне созвездия Рака, поднимается очень высоко над горизонтом и прекрасно видна всю ночь. Она движется по краю хорошо известного любителям астрономии большого и яркого звездного скопления М 44, его еще называют "Улей". Обычно это звездное скопление видно невооруженным глазом как небольшое туманное пятнышко, но сейчас яркий свет планеты мешает видеть его. Ну а в бинокль или небольшой телескоп вы легко различите и спутники планеты, и звезды далекого скопления. 5 апреля завершается период попятного (справа налево) движения Юпитера. Планета перейдет к прямому движению и станет удаляться от звездного скопления М 44. Нам кажется, что Юпитер перемещается чрезвычайно медленно. Но это лишь потому, что он находится на очень большом (4,9 а.е.) расстоянии от Земли, то есть почти в пять раз дальше, чем Солнце.

Сатурн расположен от Земли еще дальше, на расстоянии 9,5 а.е., поэтому его перемещения нам кажутся уж совсем неторопливыми. Зимой мы видели его вблизи кончика одного из "рогов" Тельца (см. "Наука и жизнь" ╧ 11, 2002), он и сейчас почти там же, чуть заметно удалился от знаменитой Крабовидной туманности (М 1) и направляется к звездному скоплению М 35 в созвездии Близнецов. С наступлением темноты Сатурн виден на западе довольно высоко, а к трем часам ночи он уже уйдет за горизонт.

Через час после этого появится Марс, третья планета, которую можно видеть в первых числах апреля. Он будет на юго-востоке, в созвездии Стрельца, и, следовательно, не поднимется высоко. Блеск Марса за предыдущие два месяца заметно усилился (сейчас он около 0m) и постоянно возрастает. Планета прекрасно видна.

После 4-5 апреля вечером на западе появится Меркурий. "Вынырнув" из-за Солнца, он догоняет нашу планету и быстро приближается к ней. Его фазы будут при этом меняться: сначала - почти полный диск, через четыре-пять дней - его половинка, с 13 апреля и далее - все более и более тонкий серпик.

17-18 апреля произойдет стояние Меркурия. С этого момента, как будет представляться земному наблюдателю, он уже не удаляется от Солнца, а снова направляется к нему. Расстояние между Солнцем и Меркурием в дни стояния около 20о. Эти два-три дня - лучшее время для наблюдения планеты: она видна более часа. В конце месяца Меркурий снова скроется в солнечном сиянии.

Однако на этот раз астрономы попрощаются с планетой ненадолго: 7 мая произойдет редкое явление, которое позволит вновь увидеть ее, и на этот раз при весьма необычных обстоятельствах. Проходя между Землей и Солнцем, Меркурий спроецируется на солнечный диск. В течение нескольких часов (с 9 ч 11 мин до 14 ч 32 мин) можно будет совершенно отчетливо видеть диск планеты на фоне Солнца. В последний раз такое прохождение Меркурия состоялось в 1970 году.

Непременно постарайтесь воспользоваться редкой возможностью увидеть "вестника богов" - Меркурия в столь необычном виде.

К этим наблюдениям, конечно, надо подготовиться. Прежде всего необходим телескоп, пусть даже совсем небольшой. Непременно позаботьтесь о защите глаз. Никогда не забывайте, что всего за одну-две секунды наблюдения Солнца незащищенными глазами можно потерять зрение. Обычные солнечные очки такой защиты не дают. На помощь вам могут прийти традиционные хорошо закопченные стекла, или кусок засвеченной и проявленной фотопленки, или ферромагнитный носитель из обычной компьютерной дискеты.

Теперь обратимся к Луне. Ее движение, строгое, размеренное и периодичное, существенно отличается от перемещения планет изменчивых и непостоянных. Начало апреля как раз совпадает с "рождением молодой Луны" - новолунием. Оно случится в ночь с 1 на 2 апреля, а появится "обновленная" Луна через пару дней в западной стороне неба. 7 апреля она в фазе 0,28 (или Ф=0,28) окажется в 3о правее Сатурна - их вместе можно будет видеть в одном поле зрения бинокля. В первой четверти (Ф=0,5) - она наступит 10 апреля - Луна будет видна в самой середине созвездия Близнецов. Полнолуние (Ф=1,0) произойдет 16 апреля, а за сутки до этого рядом с Луной хорошо видна звезда g Девы. И это дает возможность, правда только с помощью бинокля, провести интересное наблюдение - проследить собственное движение Луны относительно звезды. В последней четверти Луна окажется 23 и 24 апреля. Она будет появляться по утрам и так низко, что увидеть ее нелегко, особенно если горизонт для наблюдателя не полностью открыт.

Новый лунный цикл начнется новолунием 1 мая. 3 мая тонкий, как ниточка, серпик будет уже красоваться вблизи Гиад - скопления звезд в "голове" Тельца.

Вблизи Сатурна Луна (в 5о от него) пройдет 5 мая, а рядом с Юпитером (в 3,5о) - 8 мая. Она будет в фазе 0,42. Следующий вечер наш спутник встретит в созвездии Льва, а через неделю окажется в Весах, в строго противоположном от Солнца направлении: наступит полнолуние. Затем Луна уйдет еще глубже, чем в апреле, в Южное полушарие. Наблюдать нам, северянам, будет нечего, разве что 21 мая, когда Луна в последней четверти пройдет совсем близко (в 4о) от Марса.

Однако не расслабляйтесь! В самый последний день нынешнего мая, столь богатого астрономическими событиями, природа преподнесет еще одно событие. Произойдет второе новолуние в этом месяце (1 и 31 мая), что случается не так уж часто. А на этот раз оно будет еще отмечено не менее примечательным событием, чем прохождение Меркурия. 31 мая Луна окажется точно на одной линии между Землей и Солнцем - наступит полное солнечное затмение. Оно будет кольцевым. Так называют это явление, когда видимый размер Луны бывает меньше Солнца и она не может полностью закрыть его. Остается узкий светящийся ободок - кольцо.

Полностью затмение будет видно, к сожалению, лишь в Северной Атлантике, в Шотландии и в Ирландии. Частные же фазы видны почти на всей территории Европы, в том числе и в России.

В Москве мы увидим солнечный диск закрытым более чем на 2/3. (Первое касание утром в 6 ч 24 мин, кульминация в 7 ч 25 мин, окончание в 8 ч 30 мин.) Еще лучше это кольцевое затмение будет видно в Петербурге. Солнечный диск окажется закрытым на 83%. Вот как природа вместе с петербуржцами отметит 300-летие замечательного города. Наблюдать это событие будет легко и интересно.

Снова и снова предупреждаем о необходимости защищать глаза при наблюдении Солнца.

Остается только пожелать вам хорошей погоды, ясного, чистого, безоблачного неба.

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба.

С автором можно связаться по электронной почте: astronom@narod.ru или зайдя на его сайт в Интернете: http://astronom.narod.ru

ПРИГЛАШЕНИЕ НА ВСТРЕЧУ СО ЗВЕЗДАМИ

В прошлом году (см. "Наука и жизнь" № 3, 2002 г.) мы рассказали про АСТРОФЕСТ - праздник под звездами, ставший уже традиционным. На него приглашаются все любители астрономии. Многие наши читатели, побывавшие на нем, вспоминают об этом с большим удовольствием. Еще более насыщенная программа ожидает их и в нынешнем году.

"Наука и жизнь" как в прошлом, так и в этом году является информационным спонсором фестиваля. Всероссийский фестиваль любительской астрономии "АстроФест - 2003"
состоится 18-20 апреля в Подмосковье

Телескопы и астрономическая техника

Астрономические наблюдения

Школы и практикумы для начинающих

Лекции, доклады, семинары

Дружеская, неформальная атмосфера

Фестиваль проходит под эгидой Московского астрономического клуба.

Подробности узнавайте на сайте http://www.astroclub.ru/astrofest или по почте: 125083, Москва, Петровско-Разумовский пр-д, 9-35, "АстроФест"