Соревнование с саламандрой

Р. Подольный. Рис. Н. Афанасьевой

Ошибка Бернарда Шоу

«Чемпионы регенерации»: гидра, морская звезда, аксолотль, ящерица.
Аксолотль восстанавливает потерянную лапу.
У кролика полностью регенерирует удаленная кость лапы.
Человеческие органы — соперники «чемпионов регенерации». Морская звезда восстанавливается из одного луча; печень — после удаления трех четвертей ее массы.
Зачерненную на левом рисунке мышцу удалили и заменили (средний рисунок) измельченной мышечной тканью. Справа — в процессе регенерации ткань обрела форму и функции обычной мышцы.
Щитовидиая железа, как и гидра, способна восстанавливаться из ничтожной части своего объема.

Человек падает с коротким криком. Склонившиеся над ним друзья с ужасом замечают на руке несчастного крошечную ранку.

— Умер?! — горестно восклицает один из них.

— Конечно,— отвечает другой, — кусок величиной с ноготь — этого хватит, чтобы убить целый десяток людей!

Вот как легко умереть человеку будущего из пьесы Бернарда Шоу «Назад к Мафусаилу». Герои ее последнего акта мудры и могучи, но восстановительные силы утрачены их организмами в процессе эволюции, они не в состоянии залечить даже царапину.

Откуда такой мрачный взгляд? Большой драматург поверил невыгодным для человека выводам, которые делали реакционные биолога, сравнивая «царя природы» с животными, поверил сказке о физическом вырождении человечества. Как об одном из проявлений этого вырождения, они говорили о падении восстановительных сил организма, об ослаблении по мере развития жизненных форм способности к регенерации утраченных или поврежденных частей тела.

Хвост ящерицы и печень Прометея

Но, может быть, в их утверждении есть доля истины?

Юркая ящерица легко отбрасывает сбой хвост, чтобы избавиться от врага, и отращивает новый.

В любом школьном аквариуме обитает беззащитный маленький аксолотль. Если он потеряет все четыре лапы, через месяц они вырастут снова. Морской звезде достаточно одного луча, чтобы вернуть себе прежний вид.

Вот сильная лупа. Рассмотрите через нее каплю воды из пруда. В ней раскинул свои щупальца крошечный хищник, носящий грозное имя гидры. Разрубите его на двести частей — каждая даст начало новому маленькому чудовищу. С ней не сравнится даже сказочная гидра, отращивающая себе новые головы на месте отрубленных.

Ну вот, кажется, цепь замкнулась. Пресмыкающееся, земноводное, иглокожее, кишечнополостное — чем ниже развитие организма, тем более способен он к регенерации.

Но не спешите с выводами! Ящерицу и аксолотля, морскую звезду и гидру явно подводит близкая родня. Медуза, например, плохо залечивает даже небольшие раны; морской еж, кузен морской звезды, почти не обладает способностью к регенерации. Никогда не отрастет лапка, оторванная у лягушки, и попробуйте-ка оторвать хвост у крокодила.

Значит, живые существа могут стоять на одной ступеньке развития и находиться очень далеко друг от друга по способности к регенерации.

Но почему?

Советские ученые объясняют удивительные регенерационные свойства отдельных животных приспособлением их на протяжении миллионов лет к трудным условиям жизни. Гидра хуже, чем медуза, защищена от врагов, ей угрожают куда большие опасности. У ящерицы, а не у крокодила хвост оказался наиболее уязвимым местом, морской еж неплохо защищен острыми колючками в отличие от морской звезды и так далее.

Восстанавливаются те части тела животного, которые подвергаются особенно большой опасности и часто терялись у его предков. У тритона отрастает оторванная лапка, но кость, вынутая из конечности, не восстановится; к таким повреждениям, не встречавшимся в прошлом, животное не готово.

Более того. Как полагает советский ученый профессор А. Н. Студитский, регенерация таких органов, как хвост, лапа, идет особым путем, повторяя во многом развитие соответствующих конечностей у зародыша животного.

Способны восстанавливаться и внутренние органы, но здесь процесс совсем другой. И Студитский считает, что для характеристики восстановительной функции организма он гораздо более важен.

Вы, конечно, помните прекрасную легенду о герое среди богов и боге среди героев — Прометее. Он передал людям огонь, взяв его у богов, и за это был наказан. Каждое утро прилетал орел к скале, к которой был прикован великий титан, и клевал его печень. За ночь печень вырастала снова, восстанавливалась.

Другие статьи из рубрики «Наука. Дальний поиск»