Первый рейс к звездам

Наука и жизнь // Иллюстрации

Cоветский космодром Байконур. Отсюда 12 апреля и 6 августа 1961 года стартовали космические корабли «Восток» и «Восток-2».

Юрий Гагарин открыл эру освоения человеком космического пространства. Герман Титов, проделав путь, примерно равный расстоянию от Земли до Луны и обратно, установил, что длительное 25-часовое пребывание в космосе не сказывается вредно ни на здоровье, ни на работоспособности космонавта. Но время туристических полетов еще не наступило. Не всякий здоровый человек выдержит испытания, через которые проходят будущие летчики-космонавты. Фильм «Первый рейс к звездам», кадры из которого представлены на вкладке, показывает сложную, всестороннюю подготовку людей к полету в космическое пространство. Барокамеры, качели, виброкресла, центрифуги — десятки новейших аппаратов для отбора и тренировок космонавтов. Мы видим крупным планом лицо Юрия Гагарина во время испытания на центрифуге (см. 1-ю страницу обложки). Огромная сила вжимает пилота в корытообразное ложе-кресло, кровь становится тяжелой, как ртуть. И хотя опорные поверхности кресла выложены мягкими пластмассовыми подушками, выполненными по форме прилегающих частей тела, чувствуется, что космонавту не легко.

Мы видим, как люди, стараясь проникнуть в тайны космического полета, еще в земных условиях знакомятся с состоянием невесомости — в течение 40 — 50 секунд его можно испытать в скоростном самолете, летящем по параболе.

А вот как выглядит одежда первого космонавта (см. фото). Это герметичный костюм-скафандр, не стесняющий свободы движения и позволяющий летчику управлять кораблем даже в случае аварийной разгерметизации кабины. Поверх скафандра — оранжевый костюм-комбинезон.

Двадцать миллионов лошадиных сил — такова мощность ракетных двигателей, выведших на орбиту корабль «Восток». Фантастика! Но ученые и конструкторы подготовили к испытаниям еще более мощные и совершенные варианты многоступенчатых ракет-носителей космических объектов.

Приближается время, когда человек сможет осуществить вековые мечты о полетах в далекие глубины Вселенной.