Река Язьва и её кулики

Кандидат биологических наук Василий Колбин (г. Красновишерск, Пермский край). Фото автора

Стрелка реки Язьвы и её притока Глухой Вильвы.
Чибис на берегу реки.
Перевозчик. На реке Язьве эта птица особенно многочисленна.
Малый зуёк. Характерный признак птицы — жёлтое кольцо вокруг глаза. На фото справа — птица на гнезде. Самец и самка насиживают яйца, сменяя друг друга.
Кулик-сорока в полёте. Размах крыльев 80—86 см.
Кулик-сорока и перевозчик.
Кулик-сорока в зарослях нардосмии.

Низовья реки Язьвы — единственное место в Пермском крае, где обитают кулики-сороки. Для наблюдения за этими птицами мы с сыном время от времени направляемся в те места.

Резиновую лодку надуваем чуть выше посёлка Цепёл. Неторопливое течение подхватывает нас. По берегам, где лесистые участки сменяются обширными луговинами и болотцами, разгуливают крупные кулики — чибисы. Они останавливаются вдоль кромки воды и следят, не вздумаем ли мы причалить, чтобы потревожить их птенцов.

Непрерывно заявляют о своём присутствии серенькие кулики-перевозчики. Одни бродят по галечным отмелям, другие сидят на корягах, третьи подлетают к лодке, как будто хотят прокатиться, и лишь в последний момент несутся прочь. Перевозчики — самые массовые кулики Евразии. Они встречаются везде — и в горах Урала, и в дебрях Приамурья, но на Язьве эти длинноносики особенно многочисленны.

Начинается дождь, и мы разбиваем лагерь на галечной косе — оказалось, в десяти метрах от гнезда малых зуйков. Эти кулички встречаются реже перевозчиков и отличаются более контрастной окраской. Самый характерный признак их — жёлтое кольцо вокруг глаза. Птицы прониклись к нам доверием и продолжают сидеть на гнёздах.

У куликов, в отличие от многих других птиц, самцы принимают самое деятельное участие в выведении потомства. Есть даже виды, например плавунчики, у которых самки откладывают яйца и улетают навсегда, оставив все заботы по насиживанию яиц и воспитанию птенцов на самца.

У зуйков самец и самка насиживают яйца, сменяя друг друга. Внешне родители совершенно не различаются.

Куликов-сорок мы увидели только вечером четвёртого дня. Чёрно-белая окраска пернатых дополнялась оранжево-красным клювом и такого же цвета ногами. А на следующее утро за Глухой Вильвой (притоком Язьвы), в зарослях нардосмии, удалось сделать несколько кадров птенцов «красноносых». Беспокоить птиц не хотелось, и мы снова пустили своё судёнышко по неспешной реке.

Вторая «фотосессия» куликов-сорок состоялась на одной из песчаных кос неподалёку от деревни Федорцово. Здесь позировал кулик, который утром кормился на песчаных дюнах и в зарослях нардосмии. Временами рядом с ним появлялся перевозчик или малый зуёк.

Кулики-сороки питаются преимущественно беспозвоночными, но предпочитают крупную добычу. Они любят вскрывать раковины двустворчатых моллюсков. При случае могут поймать рыбу. Понятно, что такой рацион позволяют себе только обладатели крепкого клюва и немалой силы. Птенцы добывать такую пищу не умеют, поэтому рыбой своих отпрысков кормят родители, чем и отличаются от других куликов. Известно, что кулики-сороки, защищая гнездо или птенцов, могут прогнать собаку, а чаек, ворон и других пернатых хищников они преследуют совершенно бесстрашно.

Закончилось наше путешествие в деревне Данилов Луг. От посёлка Усть-Язьва деревню отделяет огромная излучина реки Вишеры. Куликов-сорок в этом месте мы не встретили. В низовьях Язьвы они проводят совсем немного времени. Б?льшую часть жизни редкостные птицы странствуют по морским побережьям. Только весной они возвращаются на родную тихую речку, где появились на свет, чтобы продолжить свой род.

Кулики — подотряд птиц отряда ржанкообразных. В России насчитывается 75 видов куликов, распространённых от Арктики до южных границ.

Кулик-сорока — вид, имеющий обширный ареал. Встречается в Западной Европе, центральных районах Евразии, на Камчатке, в Китае и на западе Корейского полуострова. Дальневосточный подвид кулика-сороки стал редким в результате деятельности человека и включён в Красную книгу России. Охраняется международной конвенцией по охране мигрирующих видов диких животных.

Оценить красоту заповедной природы Пермского края, а если повезёт — понаблюдать за куликами и другими птицами можно в заповеднике «Вишерский» (vishersky.ru). Сотрудники заповедника организуют для туристов познавательные путешествия по экологической тропе и маршрутам разной сложности. Чтобы попасть на территорию заповедника, необходимо заполнить заявку на посещение.

Другие статьи из рубрики «Отечество. Путешествие к истокам»