О происхождении и лечении рака

Академик И. Л. Кнунянц

Oб этой болезни говорят и пишут очень часто. Казалось бы, на фоне достижении современной медицины, успешно расправляющейся с самыми страшными в прошлом болезнями, борьба с раком не двигается с мертвой точки. Более того, кажется, что заболевание раком сейчас встречается чаще, чем пятьдесят лет назад. Па самом деле больных раком вряд ли больше, чем прежде, просто улучшение диагностики позволяет распознать эту болезнь в самых скрытых случаях.

Но интерес к проблеме рака понятен: как любое заболевание, она волнует всех людей.

Первая задача — найти возбудителя рака и причины, вызывающие заболевание. Сегодня решением этой задачи заняты не только врачи-онкологи и ученые-биологи: в наступление па рак включились и химики. Они ищут причины возникновения злокачественных опухолей и пути их уничтожения на молекулярном уровне, вторгаясь в святая святых живой клетки — нуклеиновые кислоты.

Наука — это прежде всего творчество, а творчество — прежде всего смелость. Теория начинается с гипотезы: чтобы доказать, нужно предположить. И ученые ищут, предполагают, доказывают.

Недавно в одном из выступлений руководитель работы в Институте элементоорганических соединений Академии, паук СССР академик Иван Людвигович Кнунянц рассказал о взглядах современной химической пауки па происхождение и лечение рака.

Наукой накоплены многочисленные факты, которые позволяют сделать более или менее обоснованные предположения о причинах ракового заболевания. Сейчас можно считать установленным, что рак, как и некоторые другие заболевания, вызывается вирусом. Болезнетворное действие вируса заключается в том, что он с большой скоростью размножается в организме и приводит его к гибели. Учеными было экспериментально показано, что вирус представляет собой длинную молекулу рибонуклеиновой кислоты (РНК) — основного носителя наследственности вируса,— заключенную в белковый цилиндр (а).

Ученым удалось лишить вирус белковой защиты и ввести одну «обнаженную» РНК в организм (б). Оказалось, что вирус не только не погиб, но и заставил организм хозяина в огромном количестве производить введенный вирус и защищать РНК; для этого он построил характерный только для него белок (в). Так была экспериментально показана способность нуклеиновой кислоты синтезировать белок — носитель жизни.

Обычно в биологической клетке встречаются два вида нуклеиновых кислот: уже упоминавшаяся рибонуклеиновая кислота (РНК) и так называемая дезокси-рибонуклеиновая кислота (ДНК); она несколько сложнее не только по названию, но и по строению молекулы. Эти сложные и очень важные соединения располагаются в разных частях клетки: ДНК в ядре, а РНК в клеточной жидкости—цитоплазме. С химической точки зрения нуклеиновые кислоты не только вируса, но и всех живых организмов— это биологический! полимер, скрученный определенным образом в пространстве и построенный из фосфорной кислоты, соединенной с вещест-, вами типа Сахаров и с так называемыми пуриновыми и пиримидиновыми основаниями.

Из чего же различные нуклеиновые кислоты синтезируют в организме огромное многообразие белков? Оказывается, только из 20 различных аминокислот. Аминокислоты соединяются в длинные цепи, и разное чередование основных «кирпичиков» — аминокислот — обеспечивает различие в строении молекул белка.

Титаническая работа по синтезу различных видов белка — «дело рук» ДНК и РНК, причем их функции различны. ДНК только определяет форму и свойства РНК, а она уже должна отбирать соответствующие аминокислоты и обеспечивать строгую закономерность их соединения в молекуле белка. РНК действует как «штамп», выпуская определенную продукцию. Иными словами, белковая молекула получается как бы отлитой на модели РНК.

Сложнейший процесс синтеза белка проходит через следующие стадии. Сначала в необходимом порядке аминокислоты подходят к поверхности РНК. Затем они соединяются в длинную цепочку — молекулу. И, наконец, эта молекула покидает место своего рождения, освобождая РНК для нового синтеза. Причем штамп РНК позволяет каждому ее участку принимать аминокислоты только одного вида.