МИКРОБЫ-ИНДИКАТОРЫ

Г. Ю. ДМИТРИЕВА, И.П. БЕЗВЕРБНАЯ . Микробная индикация - эффективный инструмент для мониторинга загрязнений прибрежных морских вод тяжелыми металлами. "Океанология" т. 42, № 3, 2002, стр. 408-415.

Ученые Академии экологии, морской биологии и биотехнологии и Дальневосточного государственного университета исследовали реакцию микрофлоры морской воды прибрежной зоны дальневосточных морей, побережья северного Приморья и залива Петра Великого на загрязнение тяжелыми металлами.

По результатам лабораторных исследований были составлены таблицы для некоторых штаммов бактерий, где показана возможность их роста в растворах, содержащих разные концентрации солей тяжелых металлов. Сравнивая результаты проб морской воды на присутствие этих видов бактерий с табличными данными, можно быстро, без дополнительных затрат оценить уровень загрязнения прибрежных вод.

Оказалось, что некоторые соединения, например соли кадмия, свинца и цезия, даже в максимальных концентрациях не угнетают рост природных микроорганизмов. Они, очевидно, уже адаптировались к постоянно повышенному "фону" этих металлов в водах Тихоокеанского побережья. Например, данные микробной индикации загрязнения тяжелыми металлами прибрежных вод Авачинской губы на побережье Камчатки показывают наличие в микрофлоре значительного количества микроорганизмов, адаптированных к повышенному содержанию соединений кобальта и цезия (радионуклиды 60Со и 137Сs). Выяснилось, что способность разных бактерий формировать колонии в присутствии соединений металлов различна.

Новый метод позволяет оперативно получать информацию с большого числа станций наблюдения и тем самым контролировать экологическую ситуацию на обширной акватории. Безусловно, микробная индикация не конкурирует с методами химического анализа, а лишь дополняет их.