ГАНС ВЕРНЕР ЛИССМАНН: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

Наука и жизнь // Иллюстрации
Ранние детские годы Ганса и его старшего брата Эрика, прошедшие на юге России, были счастливыми и благополучными.
Если бы Ганс Лиссманн не увлекся зоологией, он мог бы стать художником. На этом рисунке, сделанном им в возрасте около 10 лет, - похоронная процессия в поселке Каргала под Оренбургом в годы Первой мировой войны.

Жизненный путь первооткрывателя электрорецепции Ганса Вернера Лиссманна не был ровным и гладким. Он родился в 1909 году в городе Николаеве. Его отец, Роберт Лиссманн, занимался экспортом зерна. Родители-немцы говорили с детьми преимущественно по-русски, а дедушка с бабушкой, жившие в Новороссийске, - по-французски. Благополучную жизнь нарушила Первая мировая война: в 1914 году немецкую семью выслали в поселок Каргалу под Оренбургом.

Мать, Эбба Лиссманн, сама учила Ганса и его старшего брата Эрика языкам и арифметике. Чтобы заработать на жизнь, она преподавала в поселковой школе. Среди иностранцев, высланных в Каргалу, нашелся биолог, который проводил с детьми познавательные экскурсии по окрестностям. Возможно, именно тогда у Ганса зародилась страсть к изучению живого.

Во время Гражданской войны Каргала несколько раз переходила из рук в руки. Положение было опасным, и семья решила пробираться в Германию. В 1919 году, продав наиболее ценное имущество, они купили лошадь, телегу и отправились в Сызрань, где были приняты в лагерь для интернированных немцев, австрийцев и венгров, ожидавших отправки на родину. С трудом пережив суровую зиму, в 1920 году семья наконец добралась до Германии - через Москву в Нарву, оттуда по Балтийскому морю на едва державшем ся на плаву судне в Щецин и затем в Берлин.

Ганс Лиссманн изучал зоологию в Гамбургском университете и в 1932 году получил докторскую степень. Ему дали грант для проведения исследований в Венгрии, на озере Балатон. Но когда к власти пришел Гитлер, Лиссманн, не проявлявший симпатии к нацизму, потерял работу. Не желая возвращаться в Германию, он отправился в Индию - испытывать краску, препятствующую обрастанию днища кораблей ракушками. Эта краска - его собственное изобретение - должна была не отравлять морских животных, а лишь отпугивать их.

В 1934 году, оставшийся почти без средств к существованию, он получил приглашение приехать в Кембридж, где и занялся исследованиями локомоции, в которой вскоре стал одним из лидеров. Но началась Вторая мировая война, и в 1940 году Лиссманна, несмотря на его антифашистские убеждения, вновь интернировали и отправили в лагерь в Канаду. Однако благодаря усилиям друзей и коллег в 1943 году ему разрешили вернуться и продолжить работу на факультете зоологии Кембриджского университета. Научные заслуги Лиссманна получили признание в 1954 году, когда его избрали членом Королевского общества.

Лиссманн любил путешествовать; в поисках электрических рыб он побывал и в Африке, и в Южной Америке. В последние годы активной жизни ему удалось даже съездить на Цейлон. Но мечта его юности - поселиться на необитаемом коралловом острове и устроить там лабораторию по изучению рыб - так и не сбылась.

Редакция благодарит Коринну Лиссманн и Питера Моллера за предоставленные иллюстрации и биографические материалы.

См. в номеру на ту же тему

В. ОЛЬШАНСКИЙ - Электрический глаз величиной во все тело.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Подробности для любознательных»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее