«Зашифрованные» портреты

Кандидат искусствоведения Максим Костыря

В перекрёстный год Россия — Голландия вспомним о некоторых произведениях голландских художников, хранящихся в России. Отправимся для этого в Эрмитаж.

Ян де Брай. Аллегорический семейный портрет. Конец 1660-х годов. Государственный Эрмитаж.

В одном из залов богатейшего эрмитажного собрания голландской живописи среди прочих картин висит несколько больших портретов. Посетители музея, толпящиеся в соседнем зале Рембрандта, редко заходят сюда. Если же это случается, то, мельком взглянув на холсты и пояснительные таблички под ними, они быстро покидают помещение, оставляя полотна наедине со смотрителем и друг с другом. Жаль, эти картины стоят того, чтобы вглядеться в них попристальней.

«Аллегорический семейный портрет» Яна де Брая (ок. 1626/27—1697), написанный в конце 1660-х годов, в духе античности прославляет подвиги некоего голландского военачальника. Действие происходит у подножия здания, похожего на храм. Неизвестный нам триумфатор облачён в блестящие доспехи и бархатный красный плащ, его рука покоится на шлеме с роскошным плюмажем из страусиных перьев. Супруга в венке из лавра, являющаяся персонификацией Славы, вручает мужу лавровую ветвь — символ мира. Их маленький ребёнок воплощает изобилие, держа в руках рог, полный спелых фруктов...

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее